Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Современная критика увидела в размышлениях Лодоли основополагающие принципы рационализма, или так называемого функционализма, в целом воспринятого движением модернизма.
И, несомненно, тут и кроется основная ошибка. Гауди создавал здания, фасады которых - всего лишь внешнее отражение внутреннего плана дома (например, Педрера, где на некоторых этажах возникает ощущение, что ты уже не в доме), проектировал для домов Калвет, Батльо и Мила мебель абсолютно анатомической формы, чрезвычайно удобную для человеческого тела, и говорил, что если бы он не был архитектором, то с удовольствием занялся бы судостроением, ведь формы корабля идеально соответствуют водной среде, в которой он должен двигаться.
Сам того не зная, архитектор разделял точку зрения Винченцо Данти, заявившего в 1567 г., что самый прекрасный цветок это тот, который лучше всего служит задаче, возложенной на него природой. Гауди утверждал, что яркая окраска и приятный запах дан цветам не для того, чтобы вдохновлять поэтов или художников, а чтобы привлекать насекомых и способствовать размножению.
В XVIII в. францисканец Карло Лодоли критиковал перегруженные барочные фасады и настаивал на том, что внешний вид здания должен соответствовать его внутреннему плану. Он говорил о том, что мебель надо подгонять под формы человеческого тела, и видел решение этой задачи в венецианских гондолах, где каждая деталь сделана так, чтобы служить своей специфической задаче. Функциональность заключается не в том, чтобы использовать простые формы, которые можно начертить с помощью циркуля и угольника (по словам Микеланджело, циркуль - у нас в глазах), а в том, чтобы выбирать те формы, которые нам щедро предлагает мудрая природа, пусть они и относятся к другому типу геометрии.
Ярким примером может служить постоянное использование в творчестве Гауди катенарной арки, т.е. имеющей форму цепи, подвешенной за концы. Такая арка наиболее надежна с точки зрения механики, она дольше служит, но архитекторы не слишком часто ее применяют, так как ее трудно начертить с помощью циркуля. А с точки зрения Гауди, если эта конструкция самая лучшая, то она должна быть и самой красивой.Highslide JS
Крыша дома Батльо

Гауди считал, что, стремясь к функциональности, легче приблизиться к красоте, потому что если целенаправленно искать красоту, натолкнешься на эстетику, теорию искусства и другие абстрактные и философские понятия, которые только мешали простоте его мышления.
Вот, например, одно из самых значительных высказываний архитектора, записанных исследователями его творчества. Акт творения продолжается через посредничество людей, но поскольку человек не создает, а лишь открывает в своих исследованиях законы природы и, основываясь на этих открытиях, продолжает работу Создателя. Не нужно изобретать ничего нового, достаточно изучать то, что уже существует, и стараться его улучшить. Гауди открыто применил эту теорию на практике в своей интерпретации готического стиля. Французский архитектор Жак Франсуа Блондель в 1771 г. сказал, что готический свод ведет свое происхождение от природных образцов, поскольку является имитацией формы дерева: колонна - ствол, а нервюры свода - тянущиеся вверх ветви. Гауди считал готику самым конструктивным стилем в истории, архитекторы эпохи Возрождения, по его мнению, были просто декораторами, но вот готические арки - стрельчатые или подпорные - представлялись ему неудачным решением. И он предложил и претворил в жизнь улучшенный вариант готики с катенарными арками и наклонными колоннами.
Ярчайший образец рационального строения - знаменитый макет Гауди, созданный для расчета конструкции церкви Колонии Гуэль в Санта-Колома-де-Сервельо. К потолку небольшого помещения рядом со стройкой были подвешены бечевки или шпагаты, а к ним привязаны маленькие мешки с дробью, вес их был пропорционален нагрузкам, которые должна была нести инструкция церкви.

1 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
Все работы Антонио Гауди