Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Фрагмент декора в виде виноградной лозы, I век. Храм Бела.
Скульптурное убранство, орнаментика богато украшенных каменных ворот, фигурные композиции, изображающие умершего в окружении его семьи, сцены так называемого погребального пиршества, портреты умерших, изображаемых с диадемами, серьгами и богатыми ожерельями свидетельствуют о том, что все гробницы Пальмиры принадлежали богатым людям, жрецам, городским чиновникам, военачальникам, зажиточным купцам, владельцам караванов и т.п. Где же хоронилась городская беднота? Неужели все жители Пальмиры были богатыми так, как жители нынешнего Кувейта ? Наверно нет. Бедных хоронили в могилах, выкопанных в пустыне, над которыми иногда ставили каменные стелы со скромным рельефом и надписью. До сих пор не открыты еще большие кладбища так называемого простонародья, не открыты также более поздние некрополи, как например некрополи византийского и арабского времени. Можно догадываться что позже жители Пальмиры хоронили умерших в старых, заброшенных или даже в частично разрушенных гробницах пострадавших например, во время осады Пальмиры войсками Аврелиана. Тем не менее, исследуя пальмирские некрополи, можно угадать судьбу некоторых родов, неожиданно попавших в такие денежные затруднения и настолько обедневших, что они уже не могли закончить начатого строительства своих "вечных домов". В Долине гробниц мы несколько раз могли убедиться в том, что с размахом начатые гробницы с широкими лестницами заканчивались маленьким подземным помещением, а построенные ранее подземные коридоры оставались часто неоконченными. Интересно, что все эти гробницы строились в 40-х годах II века, непосредственно после выхода нового закона о взимании пошлин, т.е. упомянутого выше "пальмирского тарифа". Можно догадываться, что изданный закон, несомненно очень выгодный для менее зажиточных жителей города, мог привести некоторые купеческие семьи к полному финансовому краху. Изучение пальмирской надгробной скульптуры открывает большие возможности перед каждым исследователем. К древнейшим ее памятникам, выполнявшимся в основном из мягкого, белого известняка (так называемый архаический период Пальмиры), принадлежат портретные головы, а прежде всего небольшие стелы с фигурными изображениями. Начиная со второй половины I века в скульптуре преобладает твердый известняк. На основе некоторых иконографических деталей (причесок, характера драгоценных украшений на портретах женщин), а также на основе анализа формы (складок одежды или трактовки волос) можно различить три этапа развития этой скульптуры.

Не следует забывать, что эффект пальмирской скульптуры подчеркивался богатой полихромией, следы которой сохранились до сих пор на некоторых памятниках. Пока мы не покинули еще район кладбищ, окружающих город, стоит обратить внимание на остатки римского водопровода, тянущегося с севера вдоль Долины гробниц. Этот акведук начинается в Абу фаварес, в западной части цепи холмов, окружающих Пальмиру. В римское время (II - начало III вв.) поверхность занимаемая городом, была намного больше, чем в середине III века. Царица Зиновия, с целью укрепления оборонной системы города приказала окружить Пальмиру крепостными стенами, за пределами которых с юго-восточной стороны остался целый квартал города. С южной стороны новые фортификации тянулись вдоль ручья Вади-эль-Кубур.
Наиболее монументальным памятником Пальмиры является святилище Бела.
Оно состоит из большого квадратного двора (205x210 м), посредине которого находится храм.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7- 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
Древняя Пальмира