Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Своеобразный и сложный рельеф, на котором развивался город, с характерной системой холмов, расчлененных глубоко вклинивающимися в сушу многочисленными бухтами, переходящими в протяженные балки и овраги, не позволял применять здесь регулярные схемы планировки и предопределил сложность и живописность планировочной структуры города.
"Морская профессия" города, нужды флота, его строительство и ремонт определяли размещение верфей и доков, жилых домов на склонах бухт. На периферии размещались склады, госпитали, кладбища, создавались общественный сад в Ушаковой балке, Большой (ныне Исторический) и Малый (ныне Матросский) бульвары. В широких масштабах велись работы по инженерной подготовке территории - срезка грунта, засыпка оврагов и болот, устройство тоннелей. Возводились мощные фортификационные сооружения, образцами которых служат сохранившиеся до наших дней Константиновский и Михайловский форты.
Севастополь .Памятник затопленным кораблям. 1904-1905гг. Скульптор А.И.Адамсон, архитектор В.А.Фельдман.
В 1835 г. впервые была произведена топографическая съемка города, на основе которой в 1837 г. составлен и утвержден первый генеральный план Севастополя. Благодаря настойчивости и энергии адмирала М. П. Лазарева этот план был в значительной мере осуществлен, возведен дом главного командира флота, построено несколько добротных каменных 2-этажных домов, в частности, дом по ул. Суворова, в котором была последняя квартира вице-адмирала В. А. Корнилова.
На мысу Малого (Мичманского) бульвара по проекту академика архитектуры А. П. Брюллова в 1834 г. в честь замечательного подвига экипажа брига "Меркурий" и его командира капитан-лейтенанта А. И. Казарского, вступившего в единоборство с двумя турецкими кораблями, был сооружен первый в Севастополе памятник - 6-метровая пирамида из камня, увенчанная чугунной триерой. Наиболее значительные здания и целые комплексы Севастополя как бы развернуты фасадами в сторону акватории и расположены на участках, хорошо просматриваемых как с суши, так и с моря. К лучшим памятникам эпохи классицизма в Севастополе относятся Петропавловский собор (1844г., инженер-подпоручик В. А. Рулев), Графская пристань (1846г., инженер-подполковник Д. Утон, скульптор Ф. Пеличио). Особенно гордились в Севастополе зданием нового Адмиралтейства. Для его возведения понадобилось вынуть 1,6 млн. м3 скального грунта, который был использован для засыпки болотистых участков, прилегающих к Южной и Артиллерийской бухтам (теперь район железнодорожного вокзала и городского рынка).
В годы Крымской войны (1853-1856 гг.) и героической обороны Севастополя город был почти полностью разрушен. После окончания войны он долгое время оставался в руинах и только в последней четверти минувшего века были проведены большие работы по восстановлению города.
В 1837г. Ялта стала городом. На Поликуровском холме по проекту архитектора Г. И. Торичелли соорудили собор Иоанна Златоуста (колокольня собора сохранилась до наших дней), открыли таможню и карантин, пострили сорокасаженный мол, который положил начало порту.
Интенсивно развивается и Керчь, тут строят свои дома русские, украинцы, армяне, итальянцы. Порт Керчи играет все более заметную роль в экспорте зерна и рыбы. Особенно интенсивно начал развиваться город после окончания строительства в 1846 г. железоплавильного завода, который работал на местной руде и привозном древесном угле.
Портовый город Феодосия развивался сравнительно медленно, и только после окончания строительства железной дороги Джанкой - Феодосия и новых портовых сооружений (1895 г.) получил условия для промышленного развития.Джанкой был известен преимущественно как железнодорожный узел и центр переработки сельскохозяйственных продуктов, а другие населенные пункты полуострова - Армянский Базар (теперь Армянск), Перекоп (Красноперекопск), Старый Крым и многие другие почти не развивались.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
Архитектура Крыма