Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
В этот период Древнерусская держава установила свое влияние на Крымском полуострове. Даже Черное море арабские географы стали называть тогда Русским, а Керченский пролив получил название "устье Русской реки".
Пантикапей, который в средние века стал называться Боспором, неоднократно разрушался кочевниками, а в XI в. вновь изменил имя на Корчев и вошел в состав древнерусского Тму-тараканского княжества. Из памятников этого периода в Корчеве (современной Керчи) сохранился лишь один уникальный памятник - церковь Иоан на Предтечи. Здесь бесспорно влияние византийского зодчества, и исследователи долго датировали храм серединой VIII в. (757 г.) Причиной такой датировки была надпись на одной из колонн в интерьере, а также византийские капители и раннесредневековые формы амфор, уложенных в купол храма в качестве голосников. Однако такие же амфоры изготавливались и в более поздние времена, а капители и колонна с надписью могли использоваться вторично из развалин более ранней постройки.
Церковь Иоанна Предтечи (автор реставрации архитектор Е. И. Лопушинская) представляет собой изящный четырехстолпный крестовокупольный храм с единственным куполом на высоком барабане. В интерьере купол через подпружные арки и паруса опирается на четыре крестообразных в плане столба, которые, в свою очередь, поддерживаются тонкими мраморными колоннами с капителями. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из четырех рядов белокаменных блоков и четырех рядов плоского красного кирпича-плинфа. Интерьеры были украшены фресками, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты.
К IX-XV вв. относится возникновение ряда пещерных монастырей. При них не было оборонительных сооружений, а наземные постройки появились в самом конце XVIII в. Наиболее известен Успенсний православный пещерный монастырь у Бахчисарая, основанный в XV в.
После разгрома турками-сельджуками Армении в 1061 г. в Крым начали переселяться армяне, которые считаются лучшими мастерами-строителями и непревзойденными специалистами по художественной обработке камня. Они принесли с собой богатейшие строительные традиции и новые типы зданий и сооружений. Среди армянских храмов - и миниатюрные базиликального типа, и значительные по объемам крестовокупольные сооружения, для них всегда характерен строгий аскетичесний внешний вид и разительно богатое внутреннее убранство.
Церковь Сурб-Никогайос. Лучшие памятники армянского культового зодчества сосредоточены в восточной части Крыма и относятся к XIV-XV вв. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, а так же в небольших селах. Особый интерес представляет монастырский комплекс Сурп-Хач (1338 г.), построенный в поросших лесом горах недалеко от Старого Крыма. Главный собор монастыря представляет собой крестовокупольную постройку с резьбой по камню, которая украшает граненый барабан. Интересны и деревянные резные двери собора, демонстрирующиеся сейчас в экспозиции исторического музея в Феодосии.
В комплекс крепости в Судаке входит выдающийся памятник армянской архитектуры - миниатюрная церковь Двенадцати апостолов (XI-XII вв.), с замечательной фресковой росписью, фрагменты которой сохранились в интерьере.Из сорока армянских церквей Кафы (Феодосии) 6 сохранились до наших дней. Церковь Георгия Победоносца - крохотное базиликальное сооружение (размеры в плане 6X9 метров). Более значительны по размерам храмы Иоан на Предтечи и особенно Архангелов 1408 г. с изящной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню.
Часовня Георгия Победоносца.
Церковь Сергия (Саркиса) построена в XV в. Ее фасады украшены памятными надписями и вмурованными в кладку фундаторскими посвятительными резными крестами (хачкарами), которыми славится Армения и особенно ее небольшой городок Аштарак. Здесь у церкви Сергия похоронен гениальный русский художник-маринист, армянин по происхождению И.К. Айвазовский, почетный гражданин этого города.
1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
Архитектура Крыма