Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Театр в Евпатории относится к числу лучших сооружений, выполненных в формах модерна. Построен он в 1908-1910 гг. по проекту архитекторов А. Л. Генриха и П. Н. Сеферова. Здание масштабно к площади, на которой оно размещено, а также всей застройке этого района города.
Строился театр в то время, когда модерн как стилистическое направление в искусстве уступал место неоклассике. Фасады сооружения при классической строгости обогащены пластическими элементами из арсенала модерна. Это крупные маскароны, несколько тяжеловаты башенки, кованый металл фонарей, изысканные декоративные вазы и другие детали, которые контрастируют с тонкой горизонтальной рустовкой и каннелюрами пилястр на главном фасаде. Планировка театра очень удачна и может служить образцом для подобных сооружений: при относительно небольших размерах здесь есть и присущие югу удобные балконы, увеличивающие размеры фойе, и уютный зрительный зал, и продуманная организация помещений сценической части.
Если в театре Евпатории формы модерна прослеживаются только в декоре, то в других сооружениях мы видим, насколько последовательно архитекторы этого стилистического направления стремились отойти от канонических форм.
Симферополь. Крымский драматический театр им. А. М. Горького. 1911 г. Архитектор А. Н. Бекетов.
Особый интерес представляют здания Феодосии, построенные по проектам известного художника-мариниста И. К. Айвазовского: картинная галерея, библиотека и фонтан на Приморском бульваре, археологический музей (разрушен во время Великой Отечественной войны), ряд других сооружений. Они, конечно, не могут в полной мере сравниться с сооружениями, которые создавались по проектам архитекторов-профессионалов, но переходя из зала в зал картинной галереи, поднимаясь по скрипучим деревянным лестницам, как бы переносишься в те времена, когда здесь жил и творил выдающийся художник и когда этот дом был заметным культурным центром Крыма и сюда приезжали известные писатели, музыканты и композиторы. Отдельную группу составляют сооружения, в которых стилистические признаки отсутствуют вообще, но их в Крыму строилось в те времена много. Это, в большинстве случаев, отдельные здания частных пансионатов в Ялте, Алуште и Мисхоре и целые комплексы пансионатов и гостиниц в Гурзуфе и Евпатория.
Театр им.Пушкина. 1910г. архитекторы А.Генрих и П.Севёров.
Архитектура жилища простых людей, издавна населявших Крым, развивалась как бы в стороне от профессиональных представлений о смене стилистических направлений. Малоэтажная застройка городов и сельских населенных пунктов отражала род занятий населения, а также его национальную принадлежность. Это промышленные поселки в Керчи, где жили рабочие металлургического завода, рыбацкие - на побережье, сельскохозяйственные - в степных районах. В Крыму можно было встретить русские, украинские и татарские деревни, караимские кварталы в Евпатории, греческие и армянские дома в Керчи, Феодосии и Ялте, болгарский поселок в Коктебеле.
Для старого татарского жилья, сохранившегося в Бахчисарае и ряде других городов и поселков, характерны нависающие над улицей вторые этажи. В одних случаях они трактуются как закрытые балконы, в других как полноценные жилые помещения. В караимских домах в Евпатории обращают внимание большие выносы карнизов, покрытых искусной деревянной резьбой. Для русских сел типичными были двухскатные кровли и объединение в одном объеме жилых и хозяйственных помещений, а в планировке жилища украинцев угадывалась структура традиционной «хаты на две половины» с четырехскатной кровлей.Следует, однако, заметить, что архитектура жилища различных народов Крыма имеет общие черты, которые обусловлены применением местных строительных материалов: в степных районах это саман, в предгорьях и горных районах - местный пильный известняк-ракушечник.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 15 - 16 - 17 - 18
Архитектура Крыма