Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
В небольших городках на Южном берегу Крыма строятся дворцовые ансамбли и парки, свои имения здесь начинают строить самые влиятельные дворянские и княжеские фамилии, скупившие сотни гектаров земель. Вначале осваивались долины рек в равнинной и предгорной частях Крыма. Полное отсутствие дорог сдерживало строительство усадеб на Южном берегу Крыма, и только с 1826 г. после завершения прокладки дороги Симферополь-Ялта положение резко изменилось. Строилась дорога на протяжении почти четверти века русскими солдатами и согнанными сюда крепостными крестьянами. При строительстве дворцов чаще всего использовались формы классики, а парки в контрасте к строгим формам дворцов разбивались в английском стиле с созданием живописных пейзажных композиций.
Кроме основного направления в архитектуре конца XVIII - середины XIX вв.- классицизма, существовал и романтизм. Если классицизм предусматривал регулярную планировку городов и использование в декорировании фасадов зданий ордерной системы с определенной закономерностью в размещении основных частей и деталей от карниза до пьедестала, то романтизм характерен использованием романских и готических форм, а также декоративных элементов египетской и даже китайской архитектуры. В Крыму это стилистическое направление имеет своеобразную окраску в результате использования форм и приемов мавританской архитектуры.
В Крыму много сооружений, для которых характерны именно эти черты, и самым известным из них является дворец Воронцова в Алупне. Для строительства дворца был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы Эдуард Блэр, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка Вальтера Скотта "Абботсфорд" в Шотландии и еще ряда известных сооружений. Дворец запроектирован в формах поздней английсной готики в фантастическом сочетании их с элементами мусульманской архитектуры. Так, главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде мусульманского пиштака (лоджии). Дворец расположен на сравнительно неширокой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, возрождающие причудливые формы крепостной средневековой архитектуры с многочисленными нишами, сумрачными переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня - диорита. На общем темном фоне дворца на уступах лестницы четко, выделяются скульптуры львов из белого мрамора.
Большой интерес представляют интерьеры дворца с дубовыми резными панелями, лепными потолками, каминами и другими элементами убранства. Впечатляют и зимний сад с прекрасной коллекцией скульптур, и редкие живописные собрания, и старинная английская мебель, но особенно - отделанное деревом скромное помещение библиотеки, где на стеллажах до самого потолка все заставлено книгами. В этой библиотеке работал А. С. Пушкин.
Дворец Воронцова.
Шедевром садово-паркового искусства является и пейзажный парк в Алупне, заложенный по проекту архитектора Э. Блэра. Территория парка 40 гектаров. Оригинальность архитектурно-планировочной и пространственной организации основана на максимальном раскрытии естественной красоты живописного ландшафта Южного берега Крыма, а также на большом разнообразии композиционных приемов и тщательно продуманной группировке декоративных деревьев и кустарников. Рельеф тут различный - резко пересеченный в северной и южной частях и спокойный с великолепными полянами - в восточной. Через всю территорию с востока на запад проходит главная аллея километровой длины, которая делит парк на две примерно равные части: Верхний парк, граничащий с предгорными лесами у подножья Ай-Петри, и Нижний, спускающийся к самому морю.
Каждый из них имеет своеобразные ландшафтные образования. В Верхнем парке композиция «Большой хаос» представляет собой нагромождение огромных осколков разрушившихся диабазовых скал, которое завершает роща алеппских и итальянских сосен. В расщелинах скал растут замечательный мелкоплодный земляничник с корралово-красной корой и нежной вечно-зеленой листвой, иудино дерево и другие декоративные растения.
«Малый хаос» расположен ниже Большого. Здесь среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. На юге, у северного дворика дворца "Малый хаос" заканчивается исполинским лунным камнем, покрытым бархатным мхом и лишайником.
Рядом с "Большим хаосом" между каменными гигантами находятся 3 проточных декоративных озера - Форельное, Зеркальное, Лебединое.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
Архитектура Крыма