Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
По храму Феникса мы получаем представление о характере дворцовых построек хейанской эпохи. Вся постройка с ее легкими, грациозно изогнутыми крышами, такими воздушными на их несложных подпорах, производит впечатление ясной гармонии, спокойной уравновешенности и завершенности. Внутреннее убранство дает картину значительно большей сложности и некоторой пышности.
Наряду с весьма еще несложными приемами, на основе простых геометрических элементов, восходящих к лаконизму нарской эпохи, наблюдающихся в украшении резного навеса встречается сложнейшая растительная орнаментация; применены роспись, позолота, бронза, лак, инкрустации из перламутра,- такова трактовка потолка и балдахина над статуей Амиды; здесь орнаментация выполнена уже в духе новой, утонченной и проникнутой стремлением к пышности и роскоши эпохи.
Эта же борьба двух стилистических тенденций в архитектурной декорации хейанского периода наблюдается и на других памятниках эпохи. Таков скульптурно-архитектурный комплекс в Дзиоруридзи. В этом комплексе деревянные статуи работы скульптора Дзотио, исполненные в XI в., представляют сочетание статуарной пластики абстрактно-монументального стиля с суровой простотой архитектурных конструкций, лишенных каких-либо украшений. Напротив, тенденцию к пышной и утонченной декоративности во внутреннем убранстве выражает Золотой храм Тюсон-дзи в Северной Японии. Здесь раззолоченные статуи божеств обрамлены ослепительным великолепием позолоты, лакировки, перламутровой инкрустации, которыми украшены колонны, эстрада, балдахин. Воспроизведена роспись потолка в храме XI-XII вв., богато расписанного яркими красками с элементами растительной орнаментации; это также образец струи декоративизма в хейанском искусстве. Наконец, тенденции к более живому, динамичному искусству, к роскоши украшений можно подметить и в храмовых росписях; На рисунке - фрагмент фрески (около ИЗО г.) с изображением Девата в храме Хокан-дзи близ Удзи (в округе Киото), где в склоненной вперед позе фигуры, в сильной прерывистой линии, обозначающей контуры тела и одежды, в причудливой разбросанности украшений ощущаются элементы динамики, беспокойного движения, которого совершенно лишены были строго мону-ментальные росписи VII в - Кондо Хориудзи. Самый храм Амиды в Хокайдзи, где находятся росписи с Девата, напротив, спокойными формами своих двойных крыш, своей открытой галлереей не отходит от сложившейся архитектурной традиции. Наши представления о внутреннем убранстве храмов XII-XIII вв. дополняют изображения интерьеров в саммон (надвратном храме) храма Тофукудзи в Киото XII в. и в сокровищнице (Тахо-то) храма Кондо-самман-ин на Койя-сан 1223г. Первое дает яркую картину внутренней конструкции с кронштейнами, поддерживающими балки, своеобразными капителями колонн в виде сложных консолей; второе знакомит с характерным для эпохи сочетанием группы деревянных статуй с элементами архитектуры: колоннами, диференцированно расчлененной стеной.
Наметившаяся в этот период тенденция к декоративности в обоих храмах дана умеренной, даже несколько скупой формой, без той сложности и пышности, которые налицо в храме Феникса.В XIII и XIV вв. - эпоха Камакура (1192-1333) и начало эпохи Аси-кага (1333-1576) - шло довольно интенсивное развитие японской архитектуры. Появляются новые оттенки стиля, видоизменяются планы архитектурных ансамблей, несколько изменяется организация внутреннего пространства, но резкого перелома в развитии стиля не происходит; стиль спокойно эволюционирует. Эпоха дает понятие не только о культовой архитектуре; благодаря тому, что дворцовые постройки переделываются в храмы, рождается понятие и о светском зодчестве придворных и аристократических кругов.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии