Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Тем же характером крайней простоты и монументальностью характеризуется приподнятая на невысоких столбиках над землей барабанная башня этого храма.
На алтарной платформе статуи четырех охранителей стран света и статуи Будды между Якуси и тысячерукой Кваннон. Позолоченное изображение Будды, сидящего на лотосе, покрыто лаком; по традиции, это - работа китайского скульптора. Если сравним изображения, видно что искусство не стояло на месте за те полтора века, которые отделяют Хориудзи от Тосёдайдзи; характер скульптурно-архитектурного комплекса изменился; в Тосёдайдзи алтарная часть уменьшилась, а фигуры, все еще монументально-абстрактного стиля, оформлены с большей декоративной пышностью и занимают относительно большее пространство; резные балдахины Хориудзи заменены сплошной декоративной резьбой потолка. В целом в комплексе наблюдается усиление средств воздействия скульптуры и декоративного момента над чисто архитектурными средствами, но пока оно весьма осторожное, умеренное; даже сплошная резьба потолка сводится к простейшим геометрическим мотивам. Следующие два храмовых ансамбля эпохи Нара (VIII в.) - Тосёдайдзи и Тодайдзи. Считается, что эти ансамбли построены по принципам китайского зодчества эпохи Тан (VIl-X вв.). Китайских храмов этой эпохи, как известно, до нас не дошло; но японская традиция считает новую систему планировки храмового ансамбля танской и противопоставляет ее более ранней (храм Хориудзи), которую называет стилем Кудара (старокорейский). В стиле Тан подчеркнут элемент симметрии; так, например, пагод бывает две и они располагаются симметрично по сторонам Кодо. Наиболее значительный храм.в стиле Тан - это основанный императором Сёму в 743 г.
Архитектурный стиль эпохи Нара сменяется несколько более мягкими и изысканными формами построек хейанского периода (794-1192) и периода Камакура (1192-1333). Но принципиального различия в архитектурном стиле с предыдущей эпохой здесь еще нет. Из памятников хейанской архитектуры представляет интерес прежде всего замечательный памятник XI в., характерный для расцвета культуры хейанского периода, - храм Феникса в храмовом ансамбле Биодоин в Удзн близ Киото. XI в. был веком пышного расцвета утонченной придворной куль¬туры в Японии. В этот период слагается замечательная повествовательная литература, крупнейшим памятником которой является роман писательницы Мурасаки Сикибу "Гэндзи-моногатари" ("Повесть о Гэндзи"). На фоне любовных приключений героя - молодого аристократа Гэндзи - здесь дается яркая картина нравов эпохи. Вся литература хейанской эпохи создавалась исключительно представителями правящего класса и отражала, главным образом, его жизнь и быт. "Хейанская литература, - пишет профессор Н. И. Конрад - считается в Японии "классической" по своему художественному стилю, по обработанности формы, по богатству содержания, по общему изяществу колорита". И вот те же черты, которые заключены в литературе хейанского периода, наблюдаются и в зодчестве.Воздействия китайской и корейской архитектуры подверглись коренной переработке, сложному процессу ассимиляции заимствованных форм, и архитектура приняла новый облик с новыми характерными чертами. Одним из примеров этого процесса являлся храм Феникса, - произведение в высшей степени своеобразное.
Храм Феникса первоначально был увеселительным дворцом фамилии Фудзивара и был построен Иоримици при храме Биодоин в 1053 г. В его плане по преданию, был намечен замысел представить изображение фантастической птицы феникса с распростертыми крыльями. Храм, посвященный Амиде, стоял первоначально посреди пруда, окруженный со всех сторон водой; его галлереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а были построены как будто действительно для придания храму вида феникса. Если же представить себе храм в качестве дворцовой постройки, каковой он ранее и был, то эта структура плана и практически осмысливается.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -- 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии