Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Если посмотреть на общий вид Хориудзи с его группой двухэтажных, частью одноэтажных построек с выгнутыми и крытыми черепицей на китайский лад крышами, то общее сходство в композиции и частностях с китайским храмовым ансамблем покажется довольно значительным.

Но пятиэтажная стройных форм пагода, крытые галлереи, по-иному слаженная композиция, иное отношение к окружающей растительности придают целому свой, японский, характер. В Японии в этот период не было стремления к симметричности композиции, как в Китае, не было расположения здания по северо-южной оси согласно Фын-шую (культовой ориентации по странам света), как там; растительность не столь тесной стеной окружала храмы, как например в архитектурной композиции пекинского храма Неба, но, как и в Китае, все храмовые постройки возведены из дерева. Эту особенность дальневосточного зодчества историк японского искусства Цунейоси Цудзуми считает обусловленной не только климатическими и техниче¬скими условиями, но и стремлением слить архитектуру с пейзажем. "Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем,- пишет он,- возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Верхняя часть крыши соответствует кроне дерева".

Группа древнейших построек - Кондо, Тюмон и пагода - создает уникальный по монументальности и величественной простоте ансамбль. Здесь нет строгой симметрии, но равновесие масс с исключительной гармоничностью достигается сочетанием вертикализма пагоды (где этот вертикализм смягчается горизонтальными линиями крыш) с горизонтализмом и массивной объемностью двухэтажных построек Кондо и средних ворот. Кондо стоит на каменном цоколе и представляет собой двухэтажный деревянный павильон 25 м высоты и площадью 10,5X14 м в основании. Двадцать шесть деревянных колонн с сильным энтазисом поддерживают здание на его каменном цоколе. Чтобы предохранить стены и стенные росписи от дождя, в позднейшее время пристроена крытая галлерея, несколько исказившая, как это видно на разрезе, чистоту профиля здания.
В целом же разрез дает отличное представление о принципах конструкции в раннеяпонском деревянном зодчестве. Необычайная простота и строгая логичность свойственна этим конструкциям, совмещающим лаконичность и выразительность архитектурного языка с целесообразностью, с большой экономией средств в разрешении конструктивных задач. Венчающий карниз поддерживается сложной системой кронштейнов, составляющих одну из отличительных черт японской архитектуры. Обработка дерева как строительного материала отличается такой тщательностью, выполнена с таким исключительным мастерством, что это носит характер скорее столярных, чем плотничьих работ.
Начиная с этой ранней эпохи, храмы украшаются стенной живописью на буддийские сюжеты, статуарной пластикой, бронзовыми сосудами художественной работы, так что целое представляет собой неразрывно связанный, стилистически единый комплекс.
Кондо храма Хориудзи имеет также настенную роспись, которая является древнейшим и исключительно ценным в художественном отношении образцом дальневосточной монументальной живописи.

1 - 2 -- 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии