Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
С VI в. н. э. начинается распространение в Японии новой религиозной идеологии - буддизма. Буддизм, по мнению профессора Н. И. Конрада, сыграл известную роль в процессе объединения страны, а своими уравнительными традициями (доступность "спасения" всем) содействовал стремлению царей превратить население в своих подданных на равных началах.
В конце VI в. появляются и первые буддийские храмы. Подобно синтоистским, представляющим группу зданий (числом восемь-девять и более), буддийский храм также представляет храмовый ансамбль. К синтоистским храмам обычно ведет дорога с рядом торий (храмовые ворота своеобразной формы,) и два ряда каменных фонарей. Эти тории - особенность синтоистских храмов; в буддийских храмах они заменены более сложными воротами.

Японская архитектура еще недостаточно изучена. Большинство специальных работ европейских ученых, как-то: Бальцера, Морза, Кондера, сильно устарели. Кое-что имеет значение в более новых общих трудах по искусству Японии - Кюммеля, Фишера, Цунейоси Цудзуми. О литературе на японском языке есть библиографические данные в работе О. Кюммеля, Die Kunst Chinas, Japans und Koreas, 1929.
Древнейшей постройкой буддийского стиля является обширный деревянный храмовый ансамбль Хориудзи в городе Нара, построенный около 607 г. н. э. Это яркий образец стиля эпохи. От древнейшей эпохи из ансамбля сохранились только Кондо (Золотой храм), пятиэтажная башня и средние ворота (Тюмон); остальные постройки этого храмового ансамбля сильно переделаны или значительно позднее вновь построены. Первоначальный буддийский храмовый ансамбль состоял из семи построек (откуда и название Смцп-до-гаран - семь храмов); позднее число храмовых построек в каждом отдельном ансамбле было значительно больше. Постройки эти следующие: 1) Саммон (внешние ворота), 2) Хондо (главный храм, чаще - Кондо, т. е. Золотой храм), 3) Ко-до (храм для проповеди), 4) Ко-ро (барабанная башня) и Се-ро (колокольная башня), 5) Киодзо (библиотека), 6) Тахо-то, или сиосоин (сокровищница) и 7) пагоды или башни и пр.
Датировкой построения храма Хориудзи - вместе с большинством японских историков искусства - здесь принят 607 г. В датировке есть некоторые колебания. Дело в том, что в древнейшей японской исторической хронике Нихонги передается известие, что все постройки Хориудзи в 670 г. сгорели и только между 708 и 714 гг. восстановлены. Полагают, однако, что часть зданий (в том числе и постройки Хориудзи) уцелела, тем более, что о правильности более ранней даты, чем 708 г., говорит и стиль фресок в Кондо Хориудзи. Следовательно, это - наиболее древние деревянные постройки в мире. Здесь формы японской деревянной архитектуры в основном сложившиеся, так как в дальнейшем, хотя и встречаются в храмовых ансамблях иное распределение зданий и различия в частностях, но в существенных конструктивных элементах они все восходят к Хориудзи. Хориудзи же, по преданию, построен корейскими зодчими по прообразам китайского зодчества.
Но так как китайских храмов этой ранней эпохи вплоть до XV в. не сохранилось, то японское культовое зодчество ранней поры дает понятие о недошедшей до нас китайской храмовой архитектуре того времени, по образцу которой создавалась японская.

1 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии