Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
К концу XVI в. "классическая фаза" феодализма стала явно разлагаться. Появление городов, увеличение внешней торговли с Китаем и европейскими странами (первые европейцы появились в Японии в 1542 г.), распространение промыслов и ремесел, зарождение денежного хозяйства, связанное с указанными изменениями усложнение и обострение классовой борьбы в недрах феодального общества - все это неизбежно приводило к распаду "классической фазы" феодализма и переходу ее в "позднюю фазу", фазу разложения феодально-производственных отношений с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений и формированием первичных элементов капиталистических отношений, а одновременно и с созданием более централизованной государственной власти. С половины XVI в. натуральное хозяйство отступает перед развитием денежного хозяйства, впервые возникает торговля с европейцами (сначала с португальцами и испанцами, позднее с голландцами). Японцы знакомятся с огнестрельным оружием и организуют довольно крупное его производство. В недрах феодальной формации в эпоху Токугава (1603-1868) начинают созревать капиталистические отношения, растет буржуазия, складывается национально буржуазная идеология, находящая свое отражение в различных видах искусства. В литературе сказывается стремление к национальной оригинальности, внимание к современности (например, расцвет реалистической повести в творчестве писателя второй половины XVII в. Сейгаку). Новые явления наблюдаются и в театре: создается театр торговой буржуазии - Кабуки. В изобразительном искусстве возникла реалистическая школа Укийо-е, широко распространилась черная, затем и цветная гравюра на дереве, в основном отражавшая вкусы нарождающейся буржуазии.
Новые явления заметны и в архитектуре. Но наряду с новым существовало и консервативное течение, лишь с небольшими вариациями повторявшее традиционные формы. В XVI-XVII вв. намечаются стилистическо-хронологические группы в культовом зодчестве: во-первых, группа архитектуры эпохи личных диктатур (конец XVI в.) и, как развитие ее, архитектуры раннетокугавского периода; во-вторых, упомянутая выше консервативная группа. Первая в основном характеризуется исканием новых форм, стремлением к избыточной украшенности, преобладанием декоративной стороны над конструктивной, перегрузкой зданий орнаментальными деталями; в некоторых деталях отмечается ограниченное воздействие европейского искусства. Особо стоит зодчество крепостных сооружений, где воздействие европейской архитектуры довольно значительно (особенно в сфере строительной техники). Эти различные течения отражают идеологию различных группировок внутри класса феодалов и нарождающейся буржуазии.
Группа, следующая старофеодальной традиции, представлена рядом памятников в Киото и его окрестностях. Кондо храма Ниннадзи XVII в. - простое и строгое, восходит мягкими, плавно изогнутыми линиями крыши к несложной расчлененности стен построек X-XI вв. Кондо храма Тодзи буддийской секты Сингон относится к рубежу XVI-XVII вв. На снимке особенно хорошо видна система сложных деревянных кронштейнов, поддерживающих крышу. Главное здание Санбоин в храме Дайгодзи близ Киото, построенное в 1606 г. хотя во многом и следует еще традиции, но представляет скорее стиль светской, а не культовой архитектуры своего времени. На первом плане мы видим миниатюрный сад-один из лучших образцов садового искусства. Входные ворота (Саммон) и двухэтажное здание храма Мампукудзи близ Киото, построенные в 1662 г., консервативны по стилю, но следуют не старояпонским образцам, а подражают китайской храмовой архитектуре династии Мин.
Черты нового стиля в архитектуре и архитектурной декорации культовых зданий конца XVII в. наблюдаются в храмах секты Син-Хонгандзи (что буквально значит "монастырь чистых обетов"). Главные духовные секты тесно связаны с императорской фамилией, а отсюда сильная связь построек храмов секты с недошедшей до нашего времени дворцовой архитектурой эпохи; представление об этой архитектуре дают воспроизводимые павильоны и большой зал храма Хонгандзи.
Кондо храма Ниннадзи. XVIIв.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 -14 - 15 - 16
Архитектура Японии