Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Общий вид сельского дома близ Иокогама. Конец XVI века.
Если в храмовой архитектуре замечается иногда значительная близость Китая и Японии, а иногда непосредственное воздействие Китая на японскую архитектуру, то в сфере культуры жилища Япония была и доселе остается совершенно свободной от китайского влияния. При этом две области - жилой дом и сад - неотделимы одна от другой: дома зажиточных горожан состоят из группы отдельных павильонов, окруженных садом.
Рассматривая планы домов, можно различить три главные части: 1) сени и помещение привратника, 2) приемный зал и жилые комнаты семьи и 3) хозяйственные и служебные постройки. Стены дома состоят из вертикальных деревянных стоек и горизонтальных обвязок; иногда стены обшиты досками. Со стороны веранды заполнением между стойками служат скользящие ставки. Внутренние стенки, заполненные бумагой, большей частью разборные. При всей своей легкости жилые постройки производят впечатление чего-то достаточно прочного, устойчивого. Интерьер жилого ансамбля среди сада близ Иокогама относится к концу XVI в. Белые плоскости на снимке - это бумажные раздвижные окна; вся стена дома может быть открыта. Это образец старинного жилого дома; таких сохранилось весьма немного.
Примером большого зала является приемная комната храма Дайгодзи близ Киото, построенного в 1606г. Величественное и гармоничное впечатление целого здесь достигается выразительными соотношениями прямоугольных членений стен, высоким мастерством обработки драгоценных пород дерева, сочетанием материалов высокого качества в их естественном виде: кедровые потолочные балки без всякой лакировки или раскраски, металлические части из бронзы лучшего качества, на полу ровно и тщательно сплетенные бамбуковые цыновки. И только легкие пейзажи тушью на стенах и висящее в токонаме развернутое какемоно вносят момент украшений. Приемная комната храма Синдзу-ан в Дайтокудзи дает пример скромного по размерам помещения, где эстетический акцент сделан только на соотношении членений стены и на качестве обработки дерева. Интерьер чайного павильона XVII в. построен по плану художника Кобори Енсю, одного из замечательнейших мастеров чайных церемоний и художников-оформителей интерьеров.На заднем плане комнаты раздвижные двери с изображением пейзажа. Нельзя не отметить умение художника достигать большого и тонкого разнообразия сочетаний из немногих основных элементов - расчлененная плоскость стены, окно, дверь токонама. Каждый раз они новы, неповторимы в своих характерных отличиях, будь то интерьер дома, императорская комната в храме XVI в.или интерьер чайного павильона. Последний выполнен по замыслу Кобори Енсю. В заключение следует привести интерьер чайного павильона в Иокогама конца XVI в. В этом исключительном шедевре монументально-простого оформления видим опять новое сочетание составляющих интерьер элементов. Здесь соединяются в единое конструктивное целое и стены с окном, и потолок, и покрытый цыновками пол.
По малому количеству дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры в Японии трудно проследить с достаточной полнотой все фазы ее развития; остаются пробелы.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии