Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Наряду с большими садами (ринсен) существовали и маленькие (хиранива), воспроизводившие природные ландшафты в очень малом масштабе. На рисунке видим Синден-дзукури, т. е. ансамбль жилища и сада в стиле Синден, построенный Хидейоси в конце XVI в. близ Киото в Дайгодзи.
Изгиб крыши в виде арбалета - следствие воздействия европейского искусства того времени. Такие постройки были делом феодальной аристократии. С эпохи Камакура и появления буддийской секты Дзен с ее обычаем чайных церемоний, садовое искусство изменило свой характер. Общий тон сада этой эпохи совершенно иной; это уже не место для шумных удовольствий, а место для размышления, тихих прогулок во вкусе отшельника. Мосты не поднимаются красивыми дугами в центре сада, а устраиваются в виде плоских каменных мостиков, удобных для прогулок; предпочитается не текущая вода, а стоячая, покрытая водяными растениями. Наиболее важное различие между стилями заключается в том, что в первом пейзаж предназначался для рассматривания отдельных видов сада из домика хозяина или из увеселительных павильонов, а в последнем - стиле эпохи Камакуры - для рассматривания со многих точек зрения во время прогулки.
Садовое искусство достигло своего высшего расцвета во второй половине XV в., в связи с обычаями секты Дзен. Наиболее известный мастер садового искусства, My со Коку си (1271-1346), был жрецом секты. Другой выдающийся мастер садового искусства, Соами, был мастером чайных церемоний, как и другие современные художники садового искусства. Беседы философского характера, оценка картин и других произведений искусства и питье редкого привозного напитка - чая - с соблюдением правил сложного этикета составляли содержание чайных церемоний.
С конца XV в. развитие садового искусства тесно связано с буддийскими храмами, особенно с храмами секты Дзен. Новый тип сада становится садом при жилище настоятеля в дзенском храме Ходзо, т. е. "в три квадратных метра", - и действительно сад бывал таких размеров. В эту эпоху большую роль в садовом ландшафте играют камни своеобразной естественной формы, красивой окраски, заросшие мхом. Композиция сада принимает еще более величественный характер, чем в предыдущую эпоху. Мастер Соами в книге о садовом искусстве пишет: "Здесь и камни, оберегающие хозяина и детей; камень - символ райского острова, камень в виде черепахи, камень ясной луны и пр. В саду разбросаны каменные фонари и чаши для омовений, и так как здания и садовая природа объединены, то переходом от лесистого пейзажа к зданиям служат кусты; иногда переходом является площадка, посыпанная песком с десятком каменных блоков причудливой природной формы. Таков широко известный Тораноко-ватаси (сад ползущих тигрят) и созданный Соами сад Риуандзи в Киото. Под влиянием Соами создаются своеобразные сады из песчаных плоскостей и камней. Развиваются и "чайные" сады с павильонами для чайных церемоний, причем павильоны и сад также составляют единый ансамбль. Чайные павильоны планировались такими мастерами, как Соами и Сен-но-Рикиу (вторая половина XVI в.), с расчетом на создание опреде¬ленного настроения. Чайный павильон стоит одиноко, имеет сельский характер или характер жилища горного отшельника, одновременно вмещает немного посетителей; для остальных приглашенных устраивалась хижина для ожидания.
В эпоху Токугава (1603 -1868), вследствие огромного распространения чайных церемоний, большой сад становится иногда соединением многих "чайных садов". Лучший из садов этого типа - сад в императорском увеселительном замке Кацура близ Киото, относящийся к концу XVI в.
Главное здание, расчлененное на много флигелей, и большой пруд с многочисленными бухтами лежат в середине сада, отграниченного рекой Кацура. При продвижении зрителя вперед вид сада меняет облик; ландшафт любой части сада сконструирован по отношению к чайному павильону как центру. Растительность, как бы случайная, на самом деле есть результат долголетнего развития садовой культуры.
Из садов эпохи Токугава интересна еще часть парка Сюгакуин близ Киото с чайным павильоном середины XVII в. здесь парк вкомпанован в ландшафт горы Хиейдзан. Павильон Секка-тен при храме Ро-куондзи в Киото построен по замыслу мастера чайных церемоний Канимори Сова в XVII в. Подчеркнут исключительно интимный, пасторальный характер стиля этого домика с соломенной крышей. Исключительно проста, а вместе с тем изысканно тонка по пропорциям его внутренность. Особенно должна быть отмечена гармония общих пропорций комнаты, тщательность обработки частей из дорогих пород дерева и форма токонама (ниши), где вывешиваются произведения живописи.Ряд приведенных чайных павильонов дает представление о простейшей форме японского дома, сложившегося в XVI в., но это только эмбрион настоящего жилого дома.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии