Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Сяриден храма Энгакудзи близ Камакура. XIIIвек.
Садовое искусство в Японии столь интересно, что на нем следует остановиться несколько подробнее. Мы поэтому в дальнейшем даем краткий очерк японского садового искусства, следуя в основном автору "Искусства Японии" Цунейоси Цудзуми, посвятившему садовому искусству в своей работе особую главу.

На изображении справа -Золотой Павильон. Конец XIVвека.
В Японии высоко ценят красивый ландшафт как горожане, так и сельские жители. Уже тысячу лет назад, когда города, замечает Цунейоси Цудзуми, имели еще деревенский вид, сказывалась склонность японцев любоваться природным ландшафтом. Всякий японец стремится насадить возле своего жилища какой-нибудь сад. Стремление к красивым ландшафтам развило в Японии понятие "идеального ландшафта", который сложился из суммы существующих прекрасных ландшафтов. Из этого факта только и становится понятным своеобразие японского садового искусства. Так как любовь к ландшафту очень стара, то весьма старым является и садовое искусство. Так, уже в начале VII в. н. э. у японцев существовало садовое искусство, - правда, в весьма примитивных формах, но уже носившее своеобразный характер. Но как поступали художники того времени с их примитивной техникой, когда они хотели воссоздать идеальный ландшафт? Единственным путем было воссоздание многообразия природы в миниатюрном виде: маленький холмик символизировал высокую гору, прудик заменял море, о текущей воде напоминал ручеек,- все вызывало в уме зрителя образ „идеального ландшафта". В более поздний период, при успехах в развитии техники садового искусства, идеализация продолжается. Излюбленным типом был дикий горный ландшафт.
Древнейшие образцы садового искусства были занесены из Китая. Но уже в эпоху Нара и в эпоху Хейан обнаружилась самостоятельность японского садового искусства, выразившаяся в том, что сад тесно сливается с жилищем, образуя единое целое. Отдельные домики жилого ансамбля объединяются в целостное единство с садом, прудом, островком на нем, искусственными пригорками. В садовом искусстве ранних периодов (до XIII в.) композиция в целом символистическая, а части переданы натуралистически, так как художник пользовался тонкими наблюдениями природы, что рекомендовалось еще в древнейших сочинениях о садовом искусстве.
Например, при создании острова надо было различать горный островок, низменный, лесистый, песчаный, образующийся в дельте, и пр. Давались предписания, как воспроизводить водопады, как водопад должен быть расположен для достижения надлежащего освещения при лунном свете. Этот ранний стиль садового искусства называется стилем Ринсен или стилем постройки Синден, так как сад и постройки в нем рассматриваются в их соотношении. Синден означает собственно постройку, в которой находится жилая комната хозяина дома, но когда говорят "Синден-дзукури", то это означает всю группу построек жилого комплекса, куда причисляется и сад.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии