Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Проследить развитие японской архитектуры можно на протяжении тринадцати столетий, начиная с VII в. до наших дней. На этом пути можно наблюдать богатое разнообразие ее форм: то с изумительным искусством и самостоятельностью разрабатываются в архитектуре приемы и стиль деревянного зодчества единственных в этом роде жилищ, садово-жилых ансамблей, то она подпадает под воздействие Китая, то под влиянием Европы вырабатывает приемы построек из камня и кирпича - сначала крепостные сооружения, затем жилища,- чтобы в эпоху капитализма стать ветвью европейско-американской архитектуры. Выделить новое, характерное, являющееся вкладом японского искусства в сокровищницу мировой архитектуры, в мировой опыт архитектурных форм,- такова главная задача настоящего альбома, первой попытки на русском языке дать очерк истории японской архитектуры.
Уже в III - IV вв. н. э. родовой строй в Японии сформировался вполне. Там налицо союз родовых общин с общим царем, являющимся предводителем племени на войне и главным представителем культа. В IV-V вв. в руках царского рода начинают сосредотачиваться новые владения, так называемые царские поля, обрабатываемые рабами. Зарождение рабства относится к этой эпохе. В VII в. создается новый государственный строй, которым вся земля объявляется государственной, создается централизованная государственная власть, а старейшины родов становятся администраторами. В VII-VIII вв. (эпоха Нара) вся земля становится царской и раздается в виде наделов. Эпохе родового строя и его разложения в Японии соответствовала своя религиозная идеология - религия синто (буквально "путь богов"), представлявшая примитивную форму поклонения силам природы и обожествления предков. Синтоизм имеет довольно развитую мифологию. По этому воззрению, на небе обитает главная богиня Аматерасу-Омиками (великая, освещающая небо) - богиня солнца; ей подчинены миллионы других богов и богинь.
В силу того, что в стране, подверженной постоянным угрозам землетрясения, основным строительным материалом было дерево, памятников ранней архитектуры сохранилось чрезвычайно мало. Строения древнейших храмов синтоистского культа не сохранились, но о характере этой архитектуры мы можем судить по реконструированным памятникам (например, по храму богини солнца в Исе или по зданию сокровищницы (сиосоин) в Нара.
Древнейшие деревянные культовые постройки, весьма простые по своему плану и конструкции, каждые двадцать лет перестраивались по старому образцу. Разумеется, небольшие изменения в отдельных формах и отношениях были неизбежны, но общий характер, очевидно, был сохранен. Характерными особенностями такого рода деревянных памятников являются столбы, открытая веранда с лестницей, галлерея и прямая двускатная крыша, лишь в позднейших постройках превратившаяся под китайским влиянием в выгнутую.

Храм в Идзумо построен в 1744 г. по старому прообразу и, таким образом, дает представление о древнейшем синтоистском храмовом зодчестве. Квадратное внутреннее помещение покоится на восьми столбах; со всех сторон оно окружено открытой верандой; все здание стоит на сваях высотою около 4 м; двускатная крыша, по мнению Бальцера, имеет своим прообразом тростниковую крышу первобытной хижины.

2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Архитектура Японии