Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 
Архитектурное наследие и традиции Индии
Индия - одна из немногих стран мира, которая донесла до наших дней древнейшие культурные традиции, истоками уходящие к Хараппской цивилизации, процветавшей в бассейнах Инда и Ганга в третьем тысячелетии до н. э. Последние научные данные свидетельствуют, что общность культурного наследия народов Азии и Европы не вызывает сомнения. Античная Греция опиралась на культурные достижения не только Крита, Микен и Египта, но также Персии и Индии - неотъемлемых частей Древнего Востока, простиравшегося от Средиземноморья до долины Ганга. Индия была законодательницей в науке и искусстве, ее влиянием были охвачены как страны Юго-Восточной Азии, так и Китай, Япония, обладавшие своим собственным богатым культурным достоянием.
В средние века через арабский Восток влияние индийской культуры проникло и в Европу. Внешним воздействиям поддавалась и сама Индия, поддерживая активные связи с Древним Римом и Константинополем. Будучи расположена на скрещении путей, соединяющих цивилизации Востока и Запада, Индия оставалась между ними постоянным важным связующим звеном.
Современная многонациональная Индия формировалась в сложных исторических условиях на протяжении тысячелетий. В страну непрерывно вторгались и оседали в ней потоки чужеземных народов. Их культуры смешивались между собой, влияли одна на другую, а порой замыкались, сохраняя свой уклад и свои особенности.
Интеграция разнородных социально-этнических групп населения Индии наметилась в VII - IV вв. до н. э.- в период развития буддизма, джайнизма, локайята и других мировоззренческих течений, противодействующих брахмано-ведийской идеологии, утверждавшей незыблемость касты и господства жрецов. С этого времени закладывается фундамент единства индийской культуры. Процесс феодализации страны способствовал не столько единству, сколько распаду целостности индийской культуры и развитию региональных различий в рамках обособленных замкнутых княжеств. Понятие единства индийской культуры вновь восстанавливается в сознании индийцев в период подъема национально-освободительного движения и развития буржуазных отношений. Оно еще больше утверждается в период независимости.
В современной Индии одновременно со стремлением к национальному единству проявляется тенденция к самоопределению групп различных национальностей и развитию местных региональных особенностей художественной и строительной культуры. В процессе исторического развития этих двух противоборствующих тенденций и образовалась яркая, глубоко самобытная культура Индии, которая поражает органичной целостностью и вместе с тем многообразием форм.
Не менее важный источник богатства и разнообразия местных традиций художественной и строительной культуры Индии - это многообразный природно-географический мир, так ярко отображенный в мифологии. На севере - высочайшие в мире пики Гималаев - обитель неисчислимого пантеона индийских богов. Покрытые снегом горы питают бассейны двух великих жизнедарующих рек - Инда и Ганга, прорезающих плодородные долины огромной протяженности. Здесь в третьем тысячелетии до н. э. процветала высокоразвитая городская цивилизация Хараппы, живые традиции которой прослеживаются в современной жизни по всей стране.
В южной полуостровной части Индии - Декане древнейшими очагами земледельческой культуры были плодородные долины в бассейнах крупнейших на юге рек - Годавари и Кришны. Здесь непрерывно велось традиционное строительство, на основе которого в средние века выросли уникальные в мире города-храмы. Природа в Индии необычайно богата, обильна и щедра, но порой безжалостно обрушивается на человека. Палящее солнце нередко испепеляет все живое, тропические ливни смывают деревья и целые поселения. Для аграрной Индии земледелие всегда оставалось основой экономики. Климат вынуждает применять орошение в земледелии практически повсюду: на севере - с помощью оросительных каналов, на юге - водоемов, в штатах Гуджарат и Раджастхан - с помощью колодцев (баоли). Природа, климат, способ производства - факторы, которые в значительной мере определяют специфику формообразования архитектуры и градостроительства.

- 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии