Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

Давая облик искусства эпох Тан и Сун в отношении живописи, И. Л. Маца 2 отмечает в живописи два основных качества: правдоподобную передачу внешнего облика и мягкий лиризм в общей трактовке. Он пишет: "То, что в китайском искусстве называется, с легкой руки искусствоведов, "натурализмом", "импрессионизмом", есть искусство высшей феодальной знати, есть искусство утонченно наслажденческое, есть искусство, выросшее на базе мистической натурфилософии даосизма, есть искусство, в котором кажущаяся предельной правдоподобность есть только релятивистически трактованная условность сверхъестественного".
Отзыв этот в главном приложим и к сунской архитектуре: здесь та же социальная аттрибуция и основное идеологическое выражение, связанное с даосизмом, и мягкий лиризм облика и отношение к действительности, особенно ясно сказавшееся в стиле скульптурной декорации архитектурных памятников.
Переходя к архитектуре эпохи Юань, нужно отметить, что из памятников этой эпохи до нас дошли, главным образом, пагоды. Одни из них, а именно многогранные и многоэтажные, совершенно лишены украшений и примыкают к основному типу танской и сунской пагод местного "китайского" стиля, другие обнаруживают новые формы, порожденные новой эпохой. Как пример последнего типа, приводим каменную пагоду XIII в. н. э. Лун-ху-та, близ Цзинань. Эта башня построена на квадратном основании. Средняя часть ее богато украшена фигурами, цветочным орнаментом и изображением облаков, исполненными высоким рельефом.
Датированная 1334 г. поздне-юаньская пагода Дай-сы-та на острове Пу-то-шань представляет собой трехъярусную постройку на высоком кубическом цоколе. Она примыкает по общему характеру своей архитектоники к предыдущей, но отличается более скромной орнаментикой.
От эпохи Мин (1368-1643), особенно от второй ее половины, дошло до нас уже довольно значительное количество памятников китайской архитектуры. Это уже не одни только пагоды да стены, да гробницы. Уцелели дворцы, храмы, триумфальные ворота, разного рода общественные здания, наконец, жилые дома. До второй половины XVI в. китайская архитектура носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится в течение XVII-XIX вв. и характеризуется воздействием на нее буржуазной идеологии, а позднее (с XVIII в.) и влияниями европейского искусства.
Следует отметить, что сложившаяся к началу XV в. ранне-минская архитектура была тесно связана с предыдущим периодом, и в эту эпоху композиции архитектурных ансамблей, планы, а в существенных чертах и общий облик построек, воспроизводили чаще всего более ранние образцы. Письменные источники неоднократно сообщают, как при постройке или переносе столицы на новое место строители старались воспроизводить старые образцы. Иетс приводит пример такого отношения даже со стороны правителей чужеземного происхождения, когда после падения сунской династии в XII в. они сделали Пекин своей столицей. Они в деталях копировали дворец в Кай-фын, оставленный павшей династией, а этот дворец в свою очередь был построен по образцу дворца танского периода в Лояне. Таким образом, изучая ранне-минские постройки, мы получаем представление и о более ранних, не дошедших до нас; но, конечно, у нас нет никакой уверенности в степени точности этих воспроизведений, и представление о более раннем типе построек остается довольно гипотетичным.
Чтобы получить более или менее многостороннее понятие о постройках ранне-минского периода, мы остановимся несколько подробнее на типе города, взяв для примера Бэйпин (Пекин), на типе дворцового ансамбля, взяв за образец бывший императорский дворец в том же городе, затем на ряде храмовых ансамблей и, наконец, на типичных жилых домах.
Но предварительно необходимо указать на один момент, который до известной степени определил характерные особенности плана памятников китайской архитектуры, а также композиции архитектурных ансамблей. Это - момент зависимости архитектуры от установленных религиозной традицией правил геомантики. На приведенной в псевдонаучную систему геомантике основывается "фын-шуй" (ветер и вода), т. е. учение об атмосферных и теллурических влияниях, однако, не в физическом смысле» а в метафизическом, или вернее в оккультическом. Практически "фын-шуй" учит, где и как следует располагать кладбища, храмы и жилые помещения, чтобы поставить их под защиту благоприятных условий и предохранить от вредных. "Фын-шуй" есть также суеверное учение о направлении воздушных и водных течений. "Фын-шуй" обосновывает свои указания не только линиями и конфигурациями на поверхности земли но и астрологическими данными.
С древних времен в Китае делили небесный свод на четыре равные части, из которых каждая носит название фантастического животного; так восточная четверть называется синим драконом, южная-красной птицей, западная - белым тигром, северная - черной черепахой. Лишь при содействии всех этих четырех сил возможны благоприятные условия для жизни людей.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Архитектура Китая