Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Highslide JS
Архитектура Китая
Highslide JS
Архитектура Китая

Новая фаза развития китайской архитектуры начинается в XVIII в. Здесь в обостренной и более развитой форме выявляются те орнаментальные тенденции, которые достаточно определенно существовали уже на рубеже XVI и XVII вв. На этом этапе нельзя не отметить проникновения на почву Китая европейского стиля, правда, оказавшего мало влияния на дальнейшее развитие китайской архитектуры с точки зрения планов, конструкций, но кое в чем затронувшего детали и орнаментику. Мы имеем в виду постройки в стиле европейского Барокко, как-то императорский летний дворец Юань-мин-юань близ Бэйпина, построенный в 40-х годах XVIII в. французским архитектором и ныне лежащий в развалинах.
Дворец этот представлял двухэтажное здание с боковыми павильонами, лестницами и фонтанами, как видно из китайской картины XVIII в., находящейся в собрании Национальной библиотеки в Париже.
К XVIII в. главным образом относится также и начало обратного процесса - влияния китайской архитектуры на европейскую. Правда, первые воздействия китайской архитектуры на европейскую сказались еще в XVII в. вслед за первыми торговыми сношениями с Китаем; но эта "китайщина" (chinoiserie) отразилась скорее на деталях орнаментации и внутреннего убранства. И только в XVIII в. Китай стал отражаться в самых архитектурных формах стиля Рококо, конечно, Китай, воспринятый сквозь призму европейского XVIII в.
А каков был взгляд европейца на Восток, показывает стихотворение Гете "Китаец в Риме":
Видел я в Риме китайца; его подавляли Построек громады новейшей и древней эпох. Ах! - он вздыхал - надеюсь, пора, вам бедняги, Усвоить, что наши колонки, несущие крыши шатер, Да планочки, папки резные, с пестрой их позолотой - Вот дело тончайшего вкуса и радость для знатока!
И вот во Франции, Германии, Англии возникают постройки в "китайском стиле". Иные из них являются китайскими только по имени, не заключая никаких черт китайской архитектуры, в других имеются кое-какие черточки китайского: они создают группу "фантастический Китай". Третью группу составляет „орнаментально-декоративный Китай". Принцип этой группы основан на добавлении к обычному архитектурному памятнику какого-либо китайского мотива. Наконец, самую обширную группу можно назвать "ложным Китаем". Стремление передать в европейских формах китайское в последней группе глубже, чем в других группах, но понимание пропорций и ритма в подобных памятниках весьма далеко от Китая, и в этом смысле это - типичные "ложно-китайские" произведения.
Вернемся к рассмотрению памятников китайской архитектуры XVIII в. Три загородных императорских парка близ Пекина: Вань-шоу-шань, Юй-цюань-шань и Сян-шань представляют собой огромные ансамбли различного рода построек: дворцов, павильонов, башен и пр. Но прежде всего это - чрезвычайно сложно разработанные парковые ансамбли. Основные их элементы: дорожки, вымощенные булыжником, который расположен правильными узорами; множество подразделений на отдельные сады, дворы и дворики, отделенные друг от друга каменными узорчатыми оградами; двери в них представляют то правильный круг, то форму листа, то форму вазы; здесь и там разбросаны триумфальные арки; в озере - изукрашенная огромная мраморная лодка; везде террасы, статуи божеств и символических животных; мраморные лестницы и эстрады, ходы, проведенные в искусственных горах, каналы, резервуары, каскады, беседки и павильоны, крытые галлереи, озера, пруды с золотыми рыбками, мосты, острова, соединенные с берегами, гроты и пр. Все постройки украшены тончайшей резьбой по дереву драгоценных сортов, по мрамору, облицованы разноцветными изразцами и глазурованной черепицей. Весь этот парковый ансамбль с полным правом называют китайским Версалем. Время постройки его-эпоха Цянь-луня (1736 -1796). Многое из этого было разрушено в 1860 г. при восстании тайпинов, но позднее частично восстановлено.
Другой дворцовый ансамбль - бывшая императорская летняя резиденция - находится в городе Жэхэ. Это созданный в конце XVIII в. сложный комплекс построек среди громадного парка со всеми затеями китайского XVIII в. Здесь и сложные мосты с двойными крышами - в данном случае простых, несколько архаических форм, и многочисленные павильоны, беседки, всевозможные дворцовые здания.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 17 - 18 - 19 - 20
Архитектура Китая