Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Что-то пестрое, вычурное, перегруженное украшениями; какое-то нагромождение орнаментальных форм вокруг архитектурного памятника; беспокойно профилированные пагоды; фронтоны, покрытые кружевом мелко деталированной сложной резьбы; беспокойная игра кривых и ломаных линий, пестрая позолота... Такое представление о китайской архитектуре сложилось у европейцев в XVIII в., когда они стали впервые знакомиться с китайской архитектурой по современным образцам, часто далеко не лучшим, не характерным. При этом в большинстве случаев европейцы знакомились с произведениями китайской архитектуры по ее изображениям на картинах или гравюрах европейских художников эпохи Барокко или Рококо, преломивших действительность сквозь призму своего восприятия.
Таким в значительной мере представлялось китайское искусство европейскому исследователю и в XIX в., и только благодаря работам XX в., углубившим изучение китайской архитектуры и ознакомившим Европу с рядом значительных в художественном отношении памятников более раннего периода, создалось, наконец, более верное представление о характере и развитии этой замечательной ветви мировой архитектуры.
Выяснилось, что в своем историческом развитии китайская архитек¬тура прошла ряд этапов. Выявлена была китайская архитектура величаво-монументального характера, воздействующая на зрителя мощью и строгостью своих архитектурных форм, скупая в своей орнаментации. Такой была архитектура ранне-феодального периода, архитектура стройных монументальных пагод, колоссальных стен и башен, обширных дворцовых и храмовых ансамблей.
А представление о китайской архитектуре как о вычурном и мелочно-декоративном искусстве относилось к сравнительно короткому периоду ее развития - именно к архитектуре последних веков, отразившей развившуюся в недрах феодального общества буржуазную идеологию.
Наметим в самых кратких чертах основные линии истории и истории культуры Китая I.
В первом тысячелетии до нашей эры, в эпоху Чжоу (XII - III вв. до н. э.), феодальные отношения уже сложились; феодальный строй в известной мере оформился и упрочился в Китае. Феодал со своей дружиной, кормящийся трудом крепостных крестьян подвластной ему территории,- такова была основная клетка общественного организма Китая той эпохи.
В эпоху Чжоу оформляются типичные для феодализма основные философские течения: рационалистическое - Конфуция (551-479 гг. до н. э.) и мистическое, основанное жившим в VI в. до н. э. Лао-цзы (учение дао - "правильный путь", так называемый даосизм).
В III в. до н. э. произошло объединение Китая и создание на реформированном феодальном базисе Китайской империи (династия Цинь). После кратковременного восстановления феодальных порядков Китай вновь объединяется под властью династии Хань (III в. до н. э.). Власть оказалась в руках феодальной бюрократии.
Период ханьской династии, когда территория Китая была значительно расширена, - один из самых блестящих в Китайской империи как в отношении военных успехов, так и в отноше¬нии развития искусств и литературы; при этой династии в Китае был официально введен буддизм. После падения Хань Китай распался на ряд самостоятельных частей, причем в стране частично произошел возврат к натурально - хозяйственным отношениям. Прошло четыре века, прежде чем Китай вновь сколько-нибудь прочно объединился. Начиная с династии Тан (618-907), Китай в основном существует как единое целое. Эпоха Тан характеризуется небывалым в Китайской империи расцветом искусства и литературы; так, например за это время было издано до сорока восьми тысяч стихотворений двух тысяч двухсот поэтов. После правления династии Сун (960-1280) Китай подпал под власть монголов. Основанная Хубилаем монгольская династия Юань (1280-1368) создала огромную империю, объединившую на целое столетие Китай с Персией и Средней Азией. Впервые Восток и Запад вступили в непосредственную связь, так что в XIII - XIV вв. в Китай проникают даже европейские купцы. После падения монгольской династии власть перешла к династии Мин (1368-1644). С XVI в. начинается процесс разложения феодализма. В этот период (XVI - XVII вв.) усиливаются торговые сношения с Европой и увеличивается вес собственного торгового капитала. С XVII-XVIII вв., главным образом уже при новой династии Цин (манчжурской), правившей с 1644 по 1912 гг. (год образования Китайской республики), в недрах феодальной формации начинает складываться буржуазия. Буржуазная идеология начинает проникать в искусство. На смену абстрактно-линеарному и монументальному стилю феодальной аристократии появляются черты маньеризма, обнаруживаются натуралистические тенденции, усиливается значение декоративного элемента.
В эпоху внедрения империализма в Китай и буржуазных революций устанавливается воздействие буржуазного искусства на живопись, прикладные искусства и архитектуру Китая. В настоящей работе на этих явлениях нового времени мы останавливаться не будем, имея в виду изучение китайской архитектуры как художественного наследия прошлого.

2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Архитектура Китая