Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Деятельность Хольцмайстера в Турции, в Анкаре, поближе к византийской архитектуре, сулила больше успехов. Между 1938 и 1954 гг. он живет в Турции в числе других немецких и австрийских эмигрантов и в течение девяти лет преподает в стамбульском Высшем техническом училище.
На проектирование парламента был объявлен конкурс, в котором могли участвовать не только турецкие архитекторы: в 1937 г. конкурсный проект Хольцмайстера отобрал и рекомендовал для строительства сам Кемаль Ататюрк. Здание парламента вписывалось в уже сложившуюся систему застройки и транспорта правительственного квартала. Оно одновременно было и по-военному строгим, и грандиозным. Его трехэтажный объем со множеством ризалитов и с несколько архаичным главным входом в виде портала с десятью колоннами посередине замыкал огромную парадную площадь. Строительство здания парламента в Анкаре продолжалось до 1961 г. Размах работ, естественно, вызвал большие трудности, но все же в конце концов здание завершено. Построенное здание почти точно соответствует проекту. Это было достойное признание старого мастера. В то время Хольцмайстеру исполнилось уже 75 лет.
Мир менялся. В 1942 г. жюри, еще находившееся под воздействием официальной неоклассической архитектуры, не оценило по достоинству его конкурсный проект мавзолея умершего вождя Кемаля Ататюрка, в котором использовались народные и исторические мотивы. Хольцмайстер, возвратившись в Австрию, смог снова включиться в медленно возрождавшуюся архитектурную жизнь страны.
Эрих Болтенштерн и Эуген Вахбергер до войны были ассистентами Хольцмайстера, после 1945 г., заменяя своего мастера, сразу продолжили его работу. Возвращение Хольцмайстера было триумфальным. В 1953 г. он получает государственную премию, с 1954 г. он снова профессор Академии художеств, а в 1955-1957 гг. - ее ректор. Его дневник показывает "ускорение" времени, но среди перечислений множества путешествий, заказов, встреч у него всегда находится несколько слов и для своих учеников. В марте 1954 г. он с радостью сообщает об успехе "Рабочей группы 4", образовавшейся из его студентов, в работе над новой церковью в Парше, близ Зальцбурга.
У Хольцмайстера, можно сказать, началась новая жизнь. Биографы насчитали 643 его больших и малых произведений. До 1946 г. до шестидесятилетнего возраста он создал 428 зданий, проектов, конкурсных работ, театральных декораций, а за последовавшие тридцать лет еще 215 работ. Удивительная работоспособность, если прибавить к этому трудности военных лет, его общественную и педагогическую деятельность в мирное время. Наибольшую часть его работ составляют церковные здания, церкви или памятники, немало театральных проектов, но есть и мосты, электростанции, жилые дома, гостиницы, административные здания и т. д. Из проектов, сделанных после 1950-х годов, трудно выделить хотя бы несколько наиболее характерных. Это уже был период деятельности зрелого, авторитетного мастера, работающего с сотрудниками. Сам Хольцмайстер тоже не выделяет особенно ни одного своего проекта. Модные направления 60-70-х годов не оказали никакого влияния на индивидуальность архитектора. Его блестящая графика и почти произвольные формы переносят нас в своеобразный, экспрессивный мир. Вначале он преклонялся скорее перед народным зодчеством, чем перед исчезающими направлениями рубежа столетий. Тироль, родное село Фульмпес глубоко врезались в его память. Простые крестьянские домики или горные вершины снова и снова возрождались им в образе церкви, в общественном здании. Творчество мастера в полной мере отождествляется со своим временем, отражает процессы, наиболее характерные для Австрии.
Во время первой мировой войны Хольцмайстер проектирует военные памятники, но в конце 30-х годов он, уже признанный архитектор, вынужден покинуть Австрию. Сотни известных австрийских специалистов, деятелей науки и культуры вынуждены поселиться за границей. После окончания войны многие вернулись назад для восстановления страны. Исторические формы и пропорции в искусных руках Хольцмайстера преобразовывались через призму сказочного мира и постепенно становились основой свободно создающейся новой архитектуры Австрии в начале 1960-х годов. Например, приходская церковь Эрфендорфа одновремено и "средневековая" и все же волнующе современна. Надгробная часовня Байербаха в 1964 г. порывает со всякими традициями, сохраняя только очарование маленьких церквей в горах. Приходская церковь "Всех святых" отражает влияние архитектоники окружающих гор. Эта же тема звучит в композиции "стелющихся" домов с двориками в Цвёльфаксинге, возле Швехата. Здания церквей Хольцмайстера исключительно пластичны. Небольшие формальные трюки, игра светотени, контраст побеленных известью поверхностей и кровли или окружения часто создают настоящие чудеса. Его здания всегда напоминают привычные прототипы, но при применении самых современных средств архитектуры эта "знакомость" - только намек или особый знак, который в сегодняшнем мире получает смысловые вариации.

1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27
Австрийские архитекторы