Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  В первой половине 1960-х годов вместе с вернувшимся Хольцбауэром рабочая группа разработала проекты двух жилых домов: один для Вены, а второй для Траункирхена. Для обоих жилых домов общим является планировочная сетка и ориентация: венский - в соответствии с видом на местность, имеющую уклон, а второй дом с берега Траунзее смотрит на озеро. Последний имеет поперечные несущие стены, в которых тщательно продумано размещение проемов для того, чтобы между помещениями образовалась пространственная связь. Несущие конструкции жилого дома в Вене стальные и это дает возможность более богатого решения планировки в трех уровнях. Стальные решетчатые фермы покрытия У-образной формы сказываются и на внешнем виде жилого дома.
После окончательного ухода Хольцбауэра Куррент и Шпальт и дальше работали вместе вплоть до 1974 г., до назначения Шпальта ректором Высшего училища прикладного искусства. После нескольких небольших зданий они в начале 1970-х годов спроектировали два более крупных. Из самостоятельных работ Иоганнеса Шпальта самым важным является жилой дом, построенный в Этс-дорфе (Нижняя Австрия) между 1970 и 1975 г. Здание двумя перпендикулярными друг к другу осями симметрии воспроизводит ранний метод проектирования в квадрате. В подвальной части архитектор разместил крытый бассейн, что создало отличную возможность для создания над ним открытой террасы. Общая комната с частичным смещением уровней на пол-этажа непосредственно связана с террасой и парком. По ее углам размещаются меньшие помещения: спальные комнаты, кухня, ванная комната и т. д., а на оси симметрии стоит камин с двумя дымоходами.
В интерьере признаки традиционной организации пространства перемешиваются с многоосевой композицией, основанной на едином модуле. Но настоящая особенность дома проявляется снаружи. Спальт много раз применял сводчатое покрытие из листового металла. Сводчатое покрытие впервые появилось в архитектуре Адольфа Лооса в доме Штайнера (1910 г.), затем в жилом доме в Нотартгассе (1913 г.). В то же время объемное решение Лооса намного более выразительно. Проект Шпальта отражает скорее мысли Отто Вагнера. Крыша дома из сводчатых металлических листов кажется парящей, так над белыми стенами, вырастающими прямо из земли, по всей длине проходит ленточное остекление, прозрачные поверхности которого местами сбегают до уровня пола. Легкие сводчатые формы, как противоположность сплошным белым жестким конструкциям стен, являются характерным для архитектуры 50-60-х годов.
"Рабочая группа 4", помимо своих осуществленных проектов, несколько раз разрабатывала идеальные проекты для подтверждения какой-либо теории или только как иллюстрации остроумной идеи. Их проекты "жилой горы", родившейся в 1964 г., подытоживали поиски компактной жилой единицы. Ее объем в виде мастабы образует террасные квартиры, обращенные к окружающей озелененной территории. В середине мастабы, ориентированные во внутренний двор, размещены учреждения общественного обслуживания. Вдоль продольной оси здания из конца в конец проходит линия транспортного движения, она же соединяет решенные подобным образом соседние "жилые горы".
Интересной идеей казался также и проект повторного использования башен противовоздушной обороны Вены, но очевидно, по экономическим соображениям он не был осуществлен. В последние месяцы второй мировой войны перестали функционировать те железобетонные башни противовоздушной обороны, которые были построены для защиты города от бомбежек. Естественно, что места размещения этих башен были определены исходя из военных соображений, но в дальнейшем их использование было проблематично: сложно найти применение глухим, мрачным орудийным позициям, а их снос сложен, так как при взрыве может быть уничтожено и все то, что к ним прилегает. Идея Хольцбауэра, Куррента и Шпальта была современной. Историческая структура города по сравнению с современной планировкой гораздо многообразнее. Новые строящиеся жилые районы, удовлетворяющие потребностям в массовом жилище, находятся далеко от центра города. Такое "расползание" города противоречит городскому характеру застройки. Становится целесообразным создание нового города над старым. Правда, это был спорный прием, так как облик города нарушается еще больше. По проекту рабочей группы, на огромных неподвижных железобетонных башнях возводятся точечные дома с посадочной площадкой для вертолетов, своеобразно обозначая границы старой Вены.
Группа хотела строить уже поднявшуюся на ноги Австрию. Иногда она забредала в область утопий, но своими проектами оказалась способна первой в стране принять и развивать дальше архитектурные достижения Райнера и Шванцера.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27
Австрийские архитекторы