Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  К началу посещений семинара Вахсмана рабочая группа уже действовала шесть лет, так как была организована еще за два года до защиты дипломов, в 1950 г. Куррент сразу же после получения диплома открыл самостоятельную контору и в 1968 г. уже преподавал в Академии художеств, в школе мастеров Эрнста Плишке.
Йоганнес Шпальт самый старший из них. Свою архитектурную деятельность он начинает непосредственно после второй мировой войны, затем оканчивает школу мастеров, преподает в Высшем училище прикладного искусства. Триада Хольцбауэр - Куррент - Шпальт существует до 1964 г., затем Хольцбауэр (в наибольшей степени признанный по мнению многих самым одаренным архитектором) уходит из группы. Хольцбауэр - скорее типичный практик и проектировщик, теоретические разработки товарищей ему в тягость, и в середине 1960-х годов он ищет новые пути.
"Рабочая группа" организовывает несколько выставок, готовит специализированные статьи, читает лекции об Отто Вагнере и его школе, а также об архитектуре Адольфа Лооса. "Рабочая группа 4" сплавляет три важные архитектурные составляющие: творческое наследие Хольцмайстера, его экспрессию и романтику, рациональную теорию "модульной координации" Вахсмана и достижения австрийского модерна и премодерна. Этот своеобразный синтез приводил к различным результатам. Проекты Хольцбауэра своими пластическими объемными решениями, развитой культурой пространства больше всего напоминал произведения Хольцмайстера и Лооса, в то же время лучше понимающие друг друга Куррент и Шпальт склонялись к школе Вагнера, да и то к ее более рационалистическому направлению. Вместе они выполнили несколько конкурсных проектов и проектных предложений. В 1953 г. в разработке проекта "жилого пространства - школы" четвертым принимал участие и Отто Ляйтнер. Они хотели изменить "жесткость" школы в традиционной трактовке. Известное своеобразие функциональной ориентации жилого пространства архитекторы перенесли в группу помещений, организованных свободными и богатыми пространственным связям. Настоящая ценность этого проекта проявилась не в формальном или конструктивном решениях, а в идее соединения функций жилого пространства и школы.
Рабочая группа довольно много занималась проблемами архитектуры жилого дома, квартиры и населенного пункта. Жилая застройка Таксгам в Зальцбурге, жилище "СИАМ-Хабитат", конкурсный проект северной части жилого района Пер-Альбин-Ханссон в Вене принесли группе успех (в основном теоретически).
В 1953 - 1956 гг. они построили церковь в Парше близ Зальцбурга, получив с тех пор и европейскую известность. После этого от них отделяется Хольцбауэр, принявший приглашение в Америку, но в 1960 г. они снова вместе начинают проектировать общежитие для религиозной конгрегации в жилом массиве Зальцбург - Аиген. Это здание по существу является дальнейшим развитием концепции "жилого пространства - школы", разработанной на семь лет раньше. Архитектурное новшество заключается в том, что этот ансамбль имеет в плане замкнутый квадрат размером 40X40 м. Небольшие, размером с келью жилые комнаты на одного человека и небольшие хозяйственные и обслуживающие помещения в два этажа, как стена, охватывают часовню, имеющую большую высоту внутреннего пространства и размещенную в середине здания. Часовню опоясывает коридор, который сверху освещается через небольшие стеклянные купола. Здание имеет стальную конструкцию. Построено оно из спаренных стальных колонн с шагом 2,5 м, равным меньшему из размеров комнат, и У-образных ферм. Однообразный фасад представляет собой квадратную сетку, построенную на основном модуле.
Без Хольцбауэра группа разработала проект церкви св. Флориана с аналогичным объемным решением. При участии Йоганна Георга Гштоя они спроектировали религиозный центр, построенный в Нижней Австрии в Штайр-Эннсляйтене. Он стал скорее примером конструктивной виртуозности, так как ребристые перекрытия его опираются на балки в виде косого креста. Этот мотив в качестве элемента фасадной сетки выделяется на фоне заполнения каркаса. Символическая форма и воздушные несущие конструкции - интересное архитектурное решение. Каркас позволил внутренние перегородки размещать в плане свободно. Применение модульной планировочной сетки оказалось пригодным и для проекта дома культуры "Дорн-бирн". Это многоцелевое здание - театр - удачный пример дальнейшего развития идей, применявшихся до сих пор только для проектирования церковных зданий. Единство пространства здесь нарушается только лестницами, размещенными в углах плана, имеющего форму квадрата, а с помощью свободно размещаемых перегородок были достигнуты удобные в эксплуатации различные мобильные внутренние пространства.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27
Австрийские архитекторы