Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

Между 1899 и 1905 гг. Вагнер тоже был членом венского "Сецессиона". Его станции венской городской железной дороги - первые произведения нового типа - стали сенсацией (например, станция на Карлс-плац). Удивление постепенно сменилось негодованием, так как консервативная Вена была еще зачарована императорским барокко, которое вполне отвечало беспомощным художественным вкусам Франца Иосифа и его окружения.
Вагнер и его последователи на это неприятие ответили своеобразной стратегией, направленной на то, чтобы Вена приняла новую архитектуру. Поэтому они перешли к декоративному направлению. Богатство и разнообразие отделки нравилось публике. При возрастающем количестве заказов архитекторы могли все больше приближаться к достижению своих целей.
Под растительным орнаментом из майолики, покрывающим фасад так называемого
"Майоликового дома", построенного в 1899 г., уже можно обнаружить приемы простого формообразования. Этот боевой период оказался результативным, так как новую архитектуру начинали признавать и даже любить. Штейнгофская церковь, возведенная в первые годы 20в., уже несет особенности зрелого модерна. Простые формы дополняются только небольшим количеством украшений скорее символического характера. Облицовочные каменные плиты крепятся к кладке алюминиевыми гвоздями, покрытыми бронзой. Геометрия креплений, ясный контраст темных бронзовых украшений и светлой каменной облицовки являются скорее архитектурной, чем орнаментальной отделкой. Интерьер решался по возможности еще проще.В первые годы нашего столетия было построено и Управление почтово-сберегательных касс Отто Вагнера в Вене, которое выходит на площадь Георга Коха, соединенную с Рингом. Это огромное шестиэтажное здание с внутренним двором имеет трапециевидный план. Решение фасадов простое. Каменная облицовка здесь тоже крепится металлическими болтами, проемы размещаются в жестком геометрическом порядке. Если не считать нескольких скульптур на главном фасаде и его современной отделке, то объем здания членится только сгущающимися линиями и градациями в тонах и цвете материалов. Верхний этаж немного западает и его виртуозная деталировка завершает здание. Металлические детали своими гнутыми формами ассоциируются скорее с машиной, чем со зданием в традиционном понимании.
Зал сберегательной кассы, решенный как крытый двор, имеет двойное стеклянное покрытие, которое выглядит снизу как стеклянная поверхность криволинейной формы. Нагрузка от покрытия воспринимается клепаными стальными фермами. И в решениях деталей также выражено стремление к целесообразности. Светильники и вентиляционные решетки - уже предвестники новой эстетики.
Здание Управления почтово-сберегательных касс во времена Вагнера было одним из символов динамического развития жизни, одним из ранних проявлений современной архитектуры. Тогда как в Соединенных Штатах в это время Франк Ллойд Райт как последователь Луиса Генри Салливена и Чикагской школы уезжает в Японию для дальнейшего развития новых архитектурных концепций, в Вене Отто Вагнер вынужден уйти от дел. После смерти Карла Лугера, бургомистра Вены, пожилой мастер все меньше получает по настоящему хорошие заказы. В 1912 г. он начинает строить для себя новый жилой дом рядом с первым, построенным в 1885 г. Прошедшие двадцать семь лет не прошли бесследно: от "свободного итальянского ренессанса" Вагнер пришел к функциональным решениям планов, объемов и деталей. Литературную повествовательность форм сменяют целесообразность и рациональность. Вагнеровская целесообразность никогда не бывает упрощенной. Точно найденные формы, применение выразительных материалов всегда дают что-то новое, и это не является схематическим результатом массового производства. Таким образом, целесообразность здесь - потребность, а не вынужденность. Или точнее: современная архитектура, несмотря на свое стремление к функциональной простоте, не может отказаться от качества, от взаимосвязи человека и предмета (в данном случае здания).
1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Архитектура Австрии