Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Выдающиеся примеры градостроительного искусства убедительно показывают, что основы формирования архитектурного ансамбля определяются целостностью пространственной композиции, единством масштаба, ритма и модуля образующих его зданий и сооружений.
  Петербург. Площадь искусств.  Обстоятельное изучение старого ценнейшего фонда Ленинграда позволило выявить потенциальные возможности проведения реконструктивных мероприятий в старой части города. Были разработаны, и успешно осуществлены проекты воссоздания архитектурных ансамблей площади Искусств и Инженерного замка. В ходе этой реконструкции была ликвидирована позднейшая случайная застройка, которая искажала первоначальный облик выдающихся произведений градостроительного искусства, созданных В. И. Баженовым и К. И. Росси. На основе изучения и исследования исторических предпосылок и состояния отдельных частей старого города был разработан и осуществлен проект реконструкции площади Революции, парка имени Ленина и значительной части Петровского острова, где было проведено строительство центрального городского парка.
 Петербург.Инженерный замок
Зоны реконструкции. Главные элементы архитектурных ансамблей.
На этой основе проведена реконструкция территории ипподрома и прокладка центрального луча Адмиралтейского трезубца - улицы Джержинского от Загородного проспекта до Обводного канала. Изучение исторического ядра Ленинграда позволило выявить происходившее в XVIII и начале XIX в. последовательное развитие системы архитектурных ансамблей центра в сторону моря. Сохранившиеся архивные материалы показали, что по проекту архит. А. Квасова анфилада существующих ансамблей Дворцовой, Адмиралтейской площадей и площади Декабристов должна была получить дальнейшее развитие в направлении нынешней площади Труда и вдоль канала Круштейна, за Новую Голландию. Архитектурные ансамбли собора Николы Морского и Театральной площади получали пространственное раскрытие в сторону Невы, к Николаевскому мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта).
Масштабы такого широкого градостроительного замысла до сих пор хорошо ощущаются, если смотреть вдоль бульвара Профсоюзов и вдоль набережной канала Круштейна, который ориентирован на Дворцовую площадь и завершается Александровской колонной. Последняя хорошо воспринимается с набережной у впадения канала Круштейна в р. Мойку, против бывшего дворца Бобринского.В период упадка градостроительства эти крупнейшие замыслы были нарушены. Во второй половине XIX столетия было построено здание флотского экипажа, отделившее ансамбли собора Николы Морского и Большого театра от Невы, и сооружен Адмиралтейский завод, закрывший выход композиции центра Петербурга в сторону залива.
После войны главным архитектором города была изучена застройка набережных Большой и Малой Невы и определена важнейшая трансформирующая роль тех участков берега, которые завершают изгибы реки.Градоформирующая особенность невских набережных, обусловленная изгибами реки, состоит в том, что композиционный прием построения водной площади у Биржевой стрелки находит многократное повторение в верхнем течении Невы и вниз по течению Малой Невы, тем самым образуется непрерывная цепь созвездий архитектурных ансамблей, пространственно взаимосвязанных друг с другом. Отдельные элементы этой цепи уже существуют: в верхнем течении Невы это Смольный монастырь и Александро-Невская лавра, в нижнем течении - Горный институт. Эти элементы занимают ключевые места в застройке набережных реки, завершая на поворотах ее обширные панорамы.
Рассмотрим пример из практики развития Казани. До постройки Волжской гидроектростанции город был удален от берега Волги на несколько километров, а небольшая извилистая р. Казанка не имела существенного градоформирующего значения. Северное этой реки находился небольшой промышленный и жилой район, а основная часть города размещалась южнее кремля. Соответстненно этим условиям центр Казани проектировался на небольшом участке, прилегающем к кремлю со стороны Волги.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Главный архитектор города