Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
ИЗУЧЕНИЕ ГОРОДА И ЕГО ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ

Изучение природно-климатических условий, влияющих на формирование нового или старого города, исследование его исторически сложившейся планировки и застройки, включая и пригородную зону, - необходимое условие для успешной деятельности главного архитектора. Он должен как профессионал прочувствовать и осмыслить характерные особенности городского организма и его окружения, выявить возможности преобразования или улучшения планировки и застройки города и пригородной зоны в соответствии с социальными требованиями, достижениями в области градостроительства и архитектуры и экономическими возможностями, а также перспективами развития населенного места. Все это необходимо для того, чтобы обоснованно формировать город и его пригородную зону, творчески руководить сложным процессом градостроительства.
Обычно при разработке проекта промышленного предприятия, общественного здания или сооружения учитывается современный отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области архитектуры и строительной техники. Процесс изучения города не может быть кратковременным и обычно в зависимости от его размеров, сложности планировки и застройки может продолжаться 3-5 лет, вернее, глубокое и всестороннее исследование города и пригородной зоны ведется, по существу, непрерывно в ходе проектирования и строительства. Для глубокого познания градостроительной сущности города недостаточно многолетнего проживания в нем, необходимо всестороннее изучение и профессиональное познание его. Перенесемся в 1938г. Весьма спорной оказалась попытка создания нового центра Ленинграда (Петербург), независимого от исторически сложившейся выдающейся системы архитектурных ансамблей старого центра. Несмотря на гипертрофированные размеры проектируемых новых проспектов, на огромные размеры строящейся площади у Дома Советов (42 га при 6,7 га Дворцовой площади), архитектурный ансамбль последней воспринимался весьма слабо по сравнению с системой ансамблей старого центра Ленинграда.
Для того чтобы проверить правильность создания нового центра Ленинграда и возможность понижении его градоформирующей роли в застройке города, было признано целесообразным провести открытый конкурс на лучший проект пространственной композиции важнейшего звена новой части города. Этот конкурс состоялся в 1939 г. Однако он показал, что даже лучшие проекты пространственной композиции нового центра в архитектурно-художественном отношении значительно слабее системы архитектурных ансамблей исторического центра города. Тем самым была сделана еще одна попытка проверить возможность создания доминирующей в застройке Ленинграда пространственно взаимосвязанной системы ансамблей нового центра города. После конкурса в 1939—1940 гг. был разработан проект весьма развитой пространственной композиции, которая оказалась значительно интересней новых районов. Однако старый город, особенно его прославленные исторические ансамбли, был еще мало изучен, неясны были возможности будущей реконструкции исторически сложившейся застройки.
Тем не менее всесторонний анализ генерального плана Ленинграда и проекта композиции нового центра города на южной центральной дуговой магистрали позволили сделать обоснованный вывод о том, что сухопутный центр Ленинграда обречен на неудачу, что допущена крупная градостроительная ошибка. Этот вывод не приостановил, а ускорил творческие поиски правильного решения. Уже в январе 1941 г. архитектурно-планировочная комиссия Ленгорисполкома утвердила разработанную главным архитектором города новую композицию центра, который становится частью сложившейся системы исторического ядра города. Разработкой нового варианта генерального плана развития города и новой идеи композиции общегородского центра завершилось изучение главным архитектором города новых районов Ленинграда.
Необходимость неотложного изучения планировки и застройки старого города ускорили условия военного времени. Уже к сентябрю 1941 г. линия фронта подошла вплотную к Ленинграду. Она начиналась от Финского залива (вблизи угольной гавани морского порта) и заканчивалась на берегу Ладожского озера в г. Шлиссельбурге (Петрокрепость).
Началась легендарная оборона Ленинграда. Ежедневно город обстреливался из осадных орудий и бомбардировался с воздуха. На Ленинград было сброшено свыше 6 тыс. авиационных бомб и выпущено по нему около 160 тыс. артиллерийских снарядов. Все это причинило тяжелые повреждения зданиям и потребовало проведения неотложных аварийно-восстановительных работ.Обычно после большого артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки разрушения маскировались. Поэтому у тех, кто на короткое время приезжал в город, создавалось впечатление о том, что Ленинград мало пострадал от военных действий. Конечно, оно было обманчивым. За время блокады в Ленинграде было разрушено или сожжено множество жилых домов полезной площадью около 7 млн. м2. Многие жилые дома, расположенные вблизи перекрестков городских магистралей, сильно пострадали от обстрела. В городе не осталось ни одного крупного общественного или промышленного здания, в которые не попали бы артиллерийские снаряды или бомбы.
1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Главный архитектор города