Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
   Ленинград. Панорама универсального зрелищно-спортивного зала. Общий вид.
 Архитекторы И.В.Баранов, И.М.Чайко.


ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ
На протяжении многих столетий сложился ряд приемов пространственного построения архитектурных ансамблей, основными из которых являются анфиладный, линейного построения ансамблей, центрического построения, группового или панорамного пространственного построения архитектурных ансамблей. Анфиладное построение архитектурных ансамблей не только применялось в прошлом, но широко используется в современной практике градостроительства. Примером яркого анфиладного построения старых ансамблей может служить важнейшая часть центра Ленинграда, которая состоит из трех пространственно взаимосвязанных площадей: Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской. Не менее выразительной иллюстрацией этого приема является композиция центра Ярославля, сложившаяся в конце XVIII и в начале XIX в.
В развитие традиционного для Ленинграда анфиладного приема пространственного сочетания архитектурных ансамблей в период 1937 -1976 гг. создана система ансамблей площади Чернышевского, Московского парка Победы и комплекса универсального зрелищно-спортивного зала па 25 тыс. мест.
Разновидностью анфиладного приема является осевое построение архитектурных ансамблей. Примером такого построения может служить ансамбль улицы Росси и площадей Ломоносова и Островского в Ленинграде. Этот прием отличается от анфиладного тем, что все архитектурные ансамбли, располагаемые на одной композиционной оси, зрительно не воспринимаются, так как разделены, условно говоря, промежуточным архитектурным шарниром. Таким "шарниром", замыкающим улицу Росси и площадь Островского, является театр драмы имени А. С. Пушкина.
Линейное построение архитектурных ансамблей обычно складывается вдоль проспектов и городских улиц, на которые они раскрыты; протяженное пространство проспекта объединяет эти ансамбли в единую и иногда очень яркую систему. Блестящим примером линейного построения архитектурных ансамблей может быть Невский проспект в Петербурге. В современной практике этот прием пашел свое выражение в застройке проспекта Ленина в Минске. Пространство проспекта объединяют комплексы площади Ленина (у Дома правительства), площади у будущего Дома Верховного Совета и площади Победы.
Широкое применение в прошлом и современном градостроительстве имеет прием центрического построения архитектурных ансамблей. Основой композиции при этом является доминирующее в архитектурном ансамбле здаиие или группа зданий. Примерами центрического построения архитектурных ансамблей являются русские кремли и многие монастыри, такие, как Троице-Сергиева лавра в Загорске, Новодевичий монастырь в Москве, Смольный монастырь в Ленинграде и др.
Примерами современной центрической композиции могут быть ансамбли Московского телевизионного центра, площади Ленина в Ташкенте, а также создаваемых площадей в Туле, Томске и др.
Наконец, наиболее впечатляющим является панорамное построение групп архитектурных ансамблей. Такая система может быть создана на берегах рек или больших водохранилищ. Выдающимся примером папорамного построения созвездий архитектурных ансамблей является система ансамблей Петропавловской крепости, Дворцовой набережной и стрелки Васильевского острова, обрамляющих мощное водное зеркало Невы, шириной около 700 м и протяженностью более 1,5 км.
 Система ансамблей Петропавловской крепости.    Благодаря разделению водной артерии на большую и малую Неву стрелка Васильевского острова приобрела ключевое значение для решения задачи объединения архитектурных ансамблей Дворцовой набережной и Петропавловской крепости в целостную архитектурно-пространственную композицию.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Главный архитектор города