Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ
Архитектурный ансамбль - это гармоническое единство пространственной композиции зданий и сооружений, монументальной живописи, скульптуры и природной среды (зеленых насаждений, рельефа местности и акваторий). Построение архитектурного ансамбля определяется ясностью и единством пространственного решения, соразмерностью и единством масштаба составляющих зданий и сооружений, единством их ритма и модуля. В этом определении отсутствуют такие понятия, как архитектурный стиль и цветовая характеристика застройки, так как ни то, ни другое не определяет основ композиции архитектурного ансамбля.
Единство ритма и модуля, будучи непременным условием формирования архитектурного ансамбля, может быть выражено в членении фасадов и объемов зданий; эти объемы или членения решаются в простом или сложном чередующемся ритме. Единство ритма состоит и в расположении зданий на определенных интервалах или в чередовании различных размеров интервалов в закономерном порядке.
Примером простого ритма можно считать расположение однородных оконных проемов на одинаковом расстоянии друг от друга. Но простой ритм может быть усложнен различными чередованиями, определяющими закономерную систему ритмического строя. Примером простого ритма в построении объемов зданий может быть проспект Калинина в Москве, где пространственное решение определяется четырьмя 26-этажными административными корпусами и отвечающими им такой же высоты башенными жилыми домами, поставленными на одинаковом расстоянии друг от друга.
Ритм и модуль непосредственно связаны с пропорциональными членениями пространств, объемов и фасадов зданий и в значительной степени определяют архитектурную выразительность и степень мастерства формирования архитектурного ансамбля.
Вторым непременным условием формирования архитектурного ансамбля является обеспечение единства масштаба зданий и сооружений, формирующих архитектурный комплекс. При этом надо помнить, что архитектурный масштаб определяется соизмеримостью зданий и сооружений, пространств площадей или магистралей с человеком. Размеры человека - основа архитектурного масштаба.
 Ульяновск. Анфиладный прием пространственного построения архитектурных ансамблей площадей  города. На переднем плане - площадь Ленина, далее Карамзинский сквер и Ленинский мемориал.  Архитекторы Б. С. Мезенцев, М. П. Константинов и др.
Иногда для усиления роли главного здания, входящего в архитектурный ансамбль, в его композиции нарушают масштабную соразмерность, преувеличивая основные членения и размеры ордера. Примером может быть архитектура Исаакиевского собора в Ленинграде. Этот пример, как и многие другие, показывает, что нарушение масштабной соразмерности в архитектуре здания может привести к обратному результату - к зрительному уменьшению общих размеров здания. Исаакиевский собор вблизи кажется значительно меньше своих размеров и только при большом удалении воспринимается как крупнейшее здание.
Иногда высказывают мнение о том, что в связи с ростом городов, укрупнением их застройки изменилось понятие архитектурпого масштаба. При этом ссылаются на увеличение размеров площадей и магистралей, протяженности и высоты зданий, на появление крупных инженерных сооружений и технических устройств. Это мнение ошибочно, так как основой архитектурного масштаба была и остается соизмеримость зданий или открытых городских пространств с человеком, размеры которого остались прежними.
Единство ритма, модуля и масштаба зданий еще недостаточно для построения архитектурного ансамбля, если нет органического сочетания всех этих средств в закономерной, ясно выраженной пространственной композиции. Приемы пространственных решений весьма многообразны; они могут быть симметричными или асимметричными, контрастными по своему объемному решению или нюансными. Например, площадь Ленина в Ленинграде, где окружающая застройка подчинена объему Финляндского вокзала, является примером контрастного решения архитектурного ансамбля. А ансамбль площади Ленина в Ереване решен нюансно. Здесь Дом правительства немного возвышается над другими зданиями, образующими площадь.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Главный архитектор города