Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 
ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ГОРОДА

В развитии градостроительства и архитектуры всегда существуют проблемы традиций и новаторства. История показывает, что новаторство не может быть надуманным и всегда является результатом, определяемым изменением социально-экономических условий или научно-технических достижений.
Рассматривая существо новаторства в архитектуре, следует отметить, что до появления авиации не могли возникнуть такие типы зданий и сооружений. как аэровокзалы и аэропорты; до интенсивного развития автомобильного движения не могли появиться городские скоростные дороги или магистрали непрерывного движения.
Наряду с появлением и внедрением нового используется и многовековой опыт прошлого, применяются отдельные традиционные принципы планировки и застройки городов.
Градостроительные традиции могут быть "живыми" и "мертвыми". На протяжении столетий существовала необходимость, и это было традиционным - опоясывать города кольцом крепостных укреплений. Однако со второй половины XIX в. эта необходимость отпала, и вряд ли кому-либо из современных градостроителей пришла бы в голову мысль о возобновлении некогда традиционной системы укреплений. Правда, в 1978 г. архит. Косинский разработал и представил на согласование в Госгражданстрой проект реконструкции древней части Ташкента, которую он предлагал отделить от новых районов своеобразной стеной. На фундаменте разрушенной крепости он предложил построить жилой 16-этажный дом протяженностью 1,5 км, имитирующий древнюю стену. Такой парадокс в Комитете был отвергнут.
Но есть другие традиции, игнорирование которых может принести только вред и ухудшить современную градостроительную практику. К таким живым традициям следует отнести традицию органического сочетания планировки и застройки городов с природной средой, традицию формирования архитектурных ансамблей, традицию синтеза архитектуры, монументальной живописи и скульптуры, традицию творческой преемственности в строительстве населенных мест.
Прежде чем приступить к характеристике процесса реализации генерального плана города в области формирования его центра, промышленных и жилых районов, садов и парков, оборудования и благоустройства, будет уместным напомнить традиционные основы построения архитектурного ансамбля.
Общая пространственная композиция города представляет собой систему взаимосвязанных внутренних пространств отдельных частей населенного места. Создание такой системы определяется композицией архитектурных ансамблей, характерным силуэтом застройки, общими панорамами города, воспринимаемыми с больших открытых пространств (со стороны рек, озер, морей) и при подъездах к месту с различных направлений. Важную роль в создании архитектурно-художественного единства города играют улицы и магистрали, по которым движутся основные потоки пешеходов и пассажиров, городского транспорта. При движении по этим городским коммуникациям воспринимаются архитектурио-художественный облик города, его характерные запоминающиеся черты.
При создании пространственной композиции города следует иметь в виду, что она слагается из главных и подчиненных элементов, значение которых определяется их местоположением в городе, социально-экономической ролью и идейно-художественным содержанием. Обычно в пространственной композиции города главную роль играет система общественных центров, среди которых доминирует система ансамблей общегородского центра. Именно в городском центре, в системе взаимосвязанных пространств площадей и улиц, набережных, садов и парков акцентируются архитектурно-художественные качества городской застройки. Таковы городские центры Москвы, Ленинграда, Киева, Пскова, Новгорода, Навои, Душанбе, Зеленограда и многих других старых и новых городов.
Значение пространственной композиции городских центров в застройке населенных мест традиционно, и эта традиция с учетом роста общественной активности населения в еще большей степени будет развиваться в будущем.
Выразительность пространственной композиции города в значительной степени определяется эффективным использованием местных природных условий, в частности берегов рек, озер, водохранилищ, морей, рельефа местности, массивов зеленых насаждений. Всестороннее использование природных факторов в построении архитектурных композиций является непременным условием практической деятельности главного архитектора города.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
Главный архитектор города