Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
С внешней восточной и северо-восточной сторон этого помещения перед абсидой были раскрыты два захоронения (Рис.5), ориентированные запад-восток, что также подтверждает христианское культовое назначение рассматриваемого сооружения. Захоронения представлены каменными ящиками, сложенными из небольших необработанных камней и перекрытыми двумя большими грубообработанными каменными плитами. Сопровождающего материала, кроме бронзового кольца и двух обломов битой керамики, в могилах не обнаружено. Могильники по строительной технике и сопровождающему материалу относятся к переходному или к раннехристианскому времени.
Аналогов подобных вышеописанному в Джрапи небольшому однонефному храмовому сооружению с внешней полукруглой абсидой по своей плановой композиции в Армении мало. Таковыми являются, в первую очередь, Цолакерт, где как и на нашем памятнике прослеживается перестройка в начале 4-ого в. в церьковь, где также с восточной наружной стороны пристроена круглая абсида. Цолакертское сооружение ближе по пропорциям к храму в Веришене. По пропорциям же нами раскрытое Джрапийское храмовое сооружение приближается к Лусакертскому первоначальному сооружению и к храму в Батикяне . Все они датируются ранним средневековьем (IV-V вв.).
Исследования показали, что однонефные небольшие сооружения базиличного типа с внешней четко полукруглой абсидой характерны для первого периода раннехристианского строительствa. Эти сооружения имеют простую форму, небольшие размеры, горизонтальную протяженность без подчеркнутого вертикализма. Все они обычно вытянуты по длине и имеют пропорции 1 : 2. Общая композиция плана и фасадов целиком вытекает из ясной идеи внутреннего устройства и расположения. Естественно, что в первую очередь использовались сооружения культового характера языческого периода с необходимыми реконструкциями, связанными с новой христианской идеологией. Об этом сообщают многие средневековые летописцы, говоря о истории принятия христинства в Армении. Одновременно с описанием исторических событий они рассказывают о судьбе языческих святилищ. Так, у Агафангела мы узнаем, что в период распространения христианства значительная часть языческих святилищ была разрушена и на их месте были воздвигнуты первые христианские церкви. Зеноб Глак сообщает, что новые христианские церкви имели прямоугольную композицию, как и языческие святилища, с той лишь разницей, что алтарная абсида с запада была перенесена на восток. У Фавстоса Бузанда мы узнаем, что некоторые языческие храмы были “освящены” и превращены в христианские церкви с переносом алтаря на восток.

Рис.3a, 3b, 3c Планы строительних периодов.
Таким образом, небольшое раскопанное однонефное сооружение в Джрапи, на наш взгляд, хорошее подтверждение слов средневековых летописцев. Это сооружение уникально тем, что является пока единственным наглядным первым примером в Армении перестройки языческих культовых сооружений в христианские. Его третья строительная реконструкция относится к позднему средневековью, когда храмового сооружения уже не существовало, а абсида была разрушена и засыпана землей. Было полностью изменено функциональное назначение сооружения и, соответственно, его планировочное решение пространства (Рис. 3c).

1 - 2 - 4
Культовое сооружение раскрытое в Армении