Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
деревянная капитель тут
Посредине ее, как бы вырастая из ствола колонны, подымаются два пальмовых листа; по бокам два таких же листа свернуты в кольца и образуют своеобразные плоские волюты; абака в виде широкой полки украшена двумя рядами арочек с трилистниками между ними, опирающихся на гуртик, идущий посредине. С этим узором встретимся еще на оконных армшольтах ряда церквей VI-VII вв. (Джрпеж, Таргманчац-ванк в Айгешате, Сисиан).
Дворец представляет почти квадратное здание, расположенное параллельно собору. Две внутренние стены, идущие запада на восток, делят его на три основные части. Каждая из боковых частей заключала по нити комнат, расположенных в ряд. В средней части дворца, судя по уцелевшим месте базам, стояли два ряда колонн, по четыре в каждом ряду. Высота колонн не может быть установлена, так как от них не сохранилось даже отдельных камней. В отношении былого вида этой части здания существуют разные мнения. Вес они вполне правдоподобны» но ни одно из них не может считаться безусловным из-за недостаточности данных, которыми и настоящее время располагают исследователи зтого ценного памятника светской архитектуры.
В. Арутюнян, обследовавший и обмеривший архитектурные памятники Двина, считает, что здесь был парадный зал, имевший наподобие сельского дома деревянное перекрытие из трех квадратных брусчатых шатров между колоннами со световыми отверстиями наверху.
О. Халпахчьяи согласен в основном с реконструкцией В. Арутюнян а, но полагает более вероятной восьмиугольную форму венцов шатра.
Г. Кочоян реконструирует центральную часть здания тоже как базиличный зал с плоским покрытием по балкам и «верхним» светом через отверстия в потолке. Такие же перекрытия показаны и в остальных помещениях. У названных авторов в реконструкциях показан земляной покров кровли. Такое решение находится в противоречии с данными раскопок; здесь было найдено значительное количество плоской черепицы, отогнутые борта которой в свое время были перекрыты желобами; сохранились и желобчатые звенья, простые и с орнаментированными треугольными торцами, заканчивавшие кровлю у ее свеса.
Как показано и а нашей реконструкции, мы полагаем, что дворец состоял из двух одинаковых пятикомнатных зданий с крытыми галереями, стоявших друг против друга по сторонам продолговатого двора. Галереи по концам могли быть соединены крытыми переходами. Кровли галерей поддерживались колоннами, на капители которых вдоль двора были уложены деревянные брусья; в них можно было вручить стропила, опиравшиеся другим концом на стены. О том, что пролеты между колоннами имели плоское деревянное, а не арочное перекрытие, свидетельствует как форма капителеи, так и неглубокий желоб в верхней их плоскости, предназначенный для укладки балок.
Предположение, что здесь был дворик, а не зал, основывается на следующих соображениях. В случае зала базиличного или трехшатрового вида все боковые покои должны были освещаться окнами, выходившими на центральные городские улицы и площади, что едва ли возможно, так как с юга напротив окон по другую сторону площади стоял собор, а с востока - церковь, привлекавшие шумные толпы богомольцев. При этом нужно иметь еще в виду традиционный прием застройки усадьбы вокруг двора с глухими наружными стенами и единственными всегда закрытыми воротами или калиткой, на которые висит молоток, возвещающий о приходе гостя или возвращении хозяина. И если так строились, отгораживаясь от внешнего мира, простые смертные, то есть все основания думать, что покои главы церкви или видного нахарара были не менее старательно ограждены от городского шума и любопытных взоров. Вид дворика, окруженного со всех сторон галереями на редко расставленных колоннах, не может вызывать недоумения, так как в стране, имевшей постоянные взаимосвязи с античным миром, в архитектуре могла найти отражение эллинистическая схема дома с перистилем, вполне отвечавшая замкнутому быту восточного жителя. Если же дворик в Двине был задуман как перистиль, то крайние колонны вполне закономерно стоят так же близко от торцовых стен, как и от продольных, образуя галерею, окружающую двор. Наконец, раскопки до сих пор не показали, что перед западным, вероятно, главным входом были какие-либо помещения, выполнявшие функции сеней. Между тем сомнительно, чтобы в парадный зал входили непосредственно с улицы, что вполне естественно для двора.


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8

История архитектуры Армении