Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Архитектура Армении IV - VII вв.

  После крушения державы Тиграна II армянские земли стали ареной бесконечных военных действий сначала между Римом и Парфией, а затем между Римом, Византией и сасаиидской Персией. Армения то вовлекалась в их кровавые столкновения, то сама становилась жертвой захватнической политики своих сильных соседей, дважды деливших между собой армянские земли и упразднивших в конце концов власть армянских царей в западной Армении в 391 г., а в подвластной персам восточной части страны в 428 г. Одновременно внутри страны происходили важные перемены. Изжившая себя рабовладельческая система уступила место феодализму, окончательно сложившемуся в правление династии армянских Аршакидов (64-428). В руки отдельных княжеских родов постепенно перешли не только крупные земельные владения, ио и целые округа и области, жители которых находились у них в полном подчинении. В стране возник ряд наследственных феодальных княжеств, называвшихся нахарарствами. Среди нахарарских родов выделялись Багратуни (Багратиды), Сюни, Арцрунн, Мамиконяны, Камсараканы и некоторые другие. Язычество не устояло перед быстро распространявшимся в стране христианством, которое в 301 г. было провозглашено государственной религией. В этом же веке церковь определилась как влиятельная организация, принимавшая деятельное участие в судьбах государства и сыгравшая на первых порах значительную роль в общем культурном развитии страны.
Здесь следует отметить, что четвертое столетие было ознаменовано историческим событием в жизни армянского народа: выдающийся деятель своего времени в области науки н просвещения Месроп Маштоцч вышедший из простого народа, создал армянский алфавит, настолько совершенный, что он сохранился почти без изменений до наших дней. К этому времени необходимость в единой общеармянской письменности стала неотложной. Отсутствие ее тормозило развитие культуры нового, феодального общества, затрудняло борьбу с язычеством и проповедь христианства.
Становление нового общественного строя проходило в сложных условиях и внутри страны. Пахарары, находившиеся в вассальной зависимости от царя, всячески старались осла бить эту зависимость и полновластно распоряжаться в своих владениях. Со своей стороны армянские цари стремились к укреплению самодержавной власти. Эти противоречия, осложненные наличием противоположных ориентации (западной и персидской) среди самих нахараров, вызывали частые междоусобицы. Наконец, и в своих владениях князья не могли особенно рассчитывать на полную покорность подвластною им несвободного населения, которое они жестоко эксплуатировали.
Все эти обстоятельства сказались на характере строи:ельства. Злополучное буферное положение страны диктовало государству и отдельным владетельным князьям необходимость быть наготове ко всяким случайностям, всемерно укреплять города, строить замки и другие оборонительные сооружения. Замки, как хорошо защищенные резиденции, были нужны феодалам также и в связи со взаимоотношениями внутри страны.
Введение новой религии-христианства-поставило перед строителями новые задачи, связанные с сооружением церквей. Армянские зодчие блестяще справились с этими задачами и в IV-VII вв. разработали разнообразные типы церковных зданий, которые послужили основой для всего дальнейшего развитии христианской культовой архитектуры в Армении.
Раскопки, произведенные в древних городах и селениях, открыли также развалины просторных палат, построенных представителями светской и церковной власти. Эти, правда еще немногочисленные, памятники дают представление о характере монументальной гражданской архитектуры рассматриваемого времени.
В этой главе в разделе гражданской архитектуры приведены сведения о замках и других оборонительных сооружениях, об одной из древних столиц Армении - городе Двине и открытых раскопками дворцовых постройках.

ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Замки, форты, сторожевые посты

  Изучению замков Армении до сих пор уделяется незаслуженно мало внимания. В лучшем случае можно найти краткие описания, сделанные на основании беглого осмотра памятников. Лишь в Анберде под руководством академика И. А. Орбели в 1936 г. были проведены значительные археологические работы, раскрывшие различные стороны быта обитателей замка.


2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
История архитектуры Армении