.
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Светская идеология средневековой Армении выковывалась в процессе длительной классовой борьбы, мощного народного движения павликиан и тондракийцев, направленного против порабощения, против феодалов и духовенства, против официальной религии. Интенсивным ростом городской жизни и постепенным вытеснением на второй план церковной идеологии идеологией торгово-ремесленного сословия прежде всего и следует объяснить интенсивное развитие светской тематики в искусстве и расцвет гражданской архитектуры Армении.
Другую примечательную черту архитектуры Армении рассматриваемых веков составляет единство художественных идеалов Грузии и Армении, взаимно обогативших друг друга новыми средствами архитектурной выразительности. Как и прежде, центром развития искусства и архитектуры Армении являлся Ани, который не только сохранял за собой ведущее положение среди средневековых городов страны, но и приобрел еще большее значение в международной торговле. Население его становилось многонациональным и возглавлялось армянами. Наряду с отдельными княжескими родами включались в строительную деятельность уже успевшие значительно разбогатеть крупные представители торгового капитала (Тигран Оненц).
Церковное зодчество Ани выработало новый, анийский стиль армянского зодчества. Анийская церковная архитектура развивалась в тесной связи с гражданской; она подчинялась тем же художественным вкусам, черпала богатство своих форм из тех же источников. Памятники церковного зодчества столицы - церкви Тиграна Оненца и Бахтагеки, Девичий монастырь. В строительной деятельности Армении наступило затишье. Живописность проявляется в насыщенности архитектурно-декоративных средств, которые, однако, применены мастерски, с тонким чувством меры. Но на данном этапе церковное зодчество Ани, по сравнению с гражданской архитектурой, все же имеет второстепенное значение. Еще никогда до этого гражданская архитектура Армении не достигала такого развития, не проявлялась так многосторонне, как в этот период в Ани. Наряду с замечательными двух - и трехэтажными жилыми домами, монументальными по своей архитектуре и не менее нарядными, чем церковные постройки города, здесь можно видеть и другие монументальные гражданские здания - гостиницы, каравансараи и т. д.
В архитектуре жилища этого периода еще разительнее проявляется классовое неравенство обитателей города. «Подземный Ани» все расширяется; в нем умножается количество каратунов, т. е. каменных жилищ, высекаемых простолюдинами в мягкой породе анийских скал. Таким образом устраиваются не только жилища, но и лавки, церкви и т. д. Знатные же горожане устраивают здесь свои родовые усыпальницы (Тигран Оненц). Наряду со столицей проявляли интенсивную строительную деятельность и отдельные провинции, главным образом в пределах феодальных владений княжеских родов Прошьянов, Вачутянов, Орбелианов и др. Однако ведущее место, несомненно, принадлежало двум крупным представителям армянской феодальной знати, занимавшим ответственные должности при дворе царицы Тамары, - братьям Захарэ и Иванэ Захаридам (Мхаргрдзели).
Для борьбы с усилением светской идеологии реакция собирает свои силы в монастырях. Последние начинают бурно развиваться. Богатеют монастырские феодальные хозяйства. Монастыри становятся также важнейшими центрами духовной культуры средневековой Армении. Во многих действуют монастырские школы, в них творят крупнейшие представители церковной литературы и историографии. В монастырях сильно увеличивается численность братии. Монастыри начинают интенсивно застраиваться; их комплекс пополняется совершенно новыми типами как церковных (двухъярусные церкви-усыпальницы, колокольни), так и полугражданских (жаматуны-притворы) и гражданских зданий (монастырские трапезные, библиотеки, водоемы и различные здания хозяйственного назначения).
В XIII—XIV веках окончательно завершается образование крупнейших архитектурных ансамблей — важнейших средневековых монастырских комплексов. К их числу относятся Санаин, Ахпат, Хоракерт, Кечарис, высеченные в скале храмы монастыря Айриванк, или Гегард, Гошаванк, или Нор-Гетик, Агарцин, Нораванк, Ованнаванк, Сагмосаванк, Аричаванк, Аствацнкал, Аракелоц, Киранц и др. Большинство этих комплексов выглядит теперь, как единые, законченные, поражающие своей художественной целостностью и пространственной гармоничностью ансамбли. Примечательным для архитектуры Армении данного периода, когда так оживилась борьба светской идеологии с церковной, является не только значительное увеличение удельного веса гражданского монументального строительства, но и (что весьма важно) мощное влияние гражданского народного зодчества на церковное. В жаматунах, этих интереснейших зданиях XII — XIII веков, пристраиваемых к церквам преимущественно с западной стороны и имеющих комплексное (церковное и гражданское) назначение, монументализирован образ армянского народного жилья - глхатуна. Эта преемственность настолько очевидна, что на отдельных памятниках (притворы монастырей Аракелоц и Нораванк, колокольня монастыря Нор-Гетик и т. д.) можно легко проследить воплощенные в камне формы деревянных конструкций армянских народных жилищ.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении