.
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
В архитектуре Армении IX-XI веков мы наблюдаем много замечательных примеров гармонического созвучия архитектуры с природным окружением. Севанские памятники рассчитаны на обозрение их с расстояния, силуэтом. Примером архитектурного комплекса, мастерски вписанного в горный пейзаж, может служить комплекс памятников Хцконка. Величественны ансамбли Санаина, Ахпата, Татева, Амберда, Мармашена. Однако более сложным архитектурным ансамблем безусловно являлся городской ансамбль Ани, где решалась комплексная, ансамблевая задача - увязка архитектурных произведений с рельефом местности и с окружающей природой. Занимающий господствующее положение Вышгород украшали дворцовые постройки Багратидов; собор своим мощным, торжественным объемом господствовал над равнинной частью города. Многогранный объем церкви Спасителя как нельзя лучше перекликался с объемами анийских крепостных стен. Здание «Мануче» на живописном обрыве ущелья р. Ахурян вырастало как бы из самой скалы.
Принципы живописности, разработанные в архитектуре рассматриваемого периода, прочно легли в основу дальнейшего развития зодчества Армении. Постепенно совершенствуясь, они достигли своей кульминации пустя полтораста лет - в XIII веке.
Наряду с расцветом архитектуры Ани и разработкой ее градостроительных принципов следует отметить также высокий для эпохи средневековья уровень городского коммунального хозяйства. Это прежде всего относится системе водоснабжения города. Вода поступала в город по 12-км. магистрали, идущей с Арджо-Арическйх гор. Водопроводная магистраль Из гончарных труб проходила вдоль главной улицы и имела специальные смотровые колодцы. В городе функционировали гостиницы, лавки, бани. Баня в комплексе дворца Багратидов была снабжена специальной цистерной для хранения воды. Город прорезали главная магистраль и система улиц, вдоль которых располагались жилые дома. Улицы были вымощены каменными плитами и имели переходы. Углы зданий были защищены каменными плитами. Рассмотренный период характерен также развитием нового типа памятников мемориальной архитектуры - хачкаров. Они представляют собой вертикально поставленные на каменном постаменте каменные плиты, лицевая сторона которых, обращенная на запад, покрыта тонкой резьбой с крестом в центре композиции (почему эти каменные плиты и называются хачкарами, т. е. крест-камнями). Назначение их различное, (дарственные, поминальные и т. д.). В них проявилось высокое мастерство зодчих и ваятелей средневековой Армении, блестяще владевших искусством резьбы по камню и составления сложных, богатых по рисунку и многообразных по композиции орнаментальных мотивов. Следует отметить также появление круглой (статуя царя Гагика Багратуни, найденная при раскопках Гагикашена) и развитие горельефной (фигуры царя Гагика Арцруни в Ахтамаре, братьев Кюрике II и Смбата в Санаине и Ахпате) скульптуры. Начинает развиваться и искусство миниатюры, получающее в последующем этапе исключительное развитие.
Резюмируя краткий обзор зодчества Армении IX-XI веков, можно констатировать, что этот этап развития, протекавшего на фоне расцвета феодализма и зарождения городского торгового капитала, ознаменовал новую и высшую ступень архитектурного творчества. Подготовлялась почва для развития гражданской архитектуры Армении.
Надвинувшиеся исторические события вскоре вновь потрясли страну. В силу внутренних противоречий и вследствие вероломной политики Византийской империи прекратилась династия Багратидов. Ни героическая защита столицы Ани, ни отчаянные попытки противостоять агрессии, надвигавшейся с запада и востока, не избавили армянский народ от бедствий. В 1065 году пал упорно сопротивлявшийся Ани. После разгрома при Маназкерте (1071 г.) Византия признала господство сельджуков над завоеванными ими странами. Вторгнувшиеся в Закавказье турки-сельджуки разорили и опустошили страну и причинили большой ущерб архитектурным памятникам столицы, переходившей неоднократно, как и вся страна, из одних рук в другие. Утрата политической независимости задержала поступательный ход развития армянского зодчества. Заключительный этап развития средневековой архитектуры Армении, охватывающий XII-XIV века, ознаменовался расцветом как церковного так и в особенности, гражданского зодчества. Предпосылки для этого сложились уже во второй половине XII века, когда окрепшая в условиях объединенного, единого государства Грузия протянула братскую руку помощи своей вековой соседке - Армении. Военно-политическое объединение двух христианских народов Закавказья под руководством Грузии дало возможность нанести мощные удары сельджукским эмирствам и другим захватчикам. Приобретенная благодаря этой совместной борьбе независимость, а в связи с этим дальнейшее процветание феодального общества, приведшее к мощному развитию торгового капитала, восстановили и развили экономику страны, породили новый подъем искусства и архитектуры.Светская идеология средневековой Армении выковывалась в процессе длительной классовой борьбы, мощного народного движения павликиан и тондракийцев, направленного против порабощения, против феодалов и духовенства, против официальной религии.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении