.
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Церковь Апостолов в Карее воспроизводит тип храма в Мастаре. В произведениях выдающегося армянского зодчего средневековья Трдата Анийского также воспроизводятся древние композиции планов; храм в Аргине повторяет тип купольных залов, Анийский собор - тип купольных базилик, Гагкашен построен по образцу и даже по размерам знаменитого Звартноца. дились парадные дворцовые залы, жилые комнаты, обслуживающие помещения, баня и т. д. Анийская гражданская архитектура дает нам наглядный пример классового неравенства его жителей. Жилище анийского простолюдина составляет резкий контраст с жилищами городской знати. Наряду с роскошными дворцами и домами анийской знати существовали исключительно бедные жилища, принадлежавшие трудящемуся населению города. Не отставали от столицы также и центры отдельных царств и владений крупных феодалов. По примеру Ани, в этих центрах воздвигались светские здания - дворцовые и жилые постройки. Они укреплялись и обносились высокохудожественными крепостными сооружениями (Ахтамар, Амберд, Лори-Берд, Тыгнис, Бджни). В Васпуракане, на острове Ахтамар (оз. Ван), царь Гагик Арцруни построил свою замечательную резиденцию с пристанью, дворцом и великолепным храмом, о которых с восхищением рассказывает историк-современник. Амберд был превращен князем Вахрамом Пахлавуни в великолепный замок. Мощное строительство охватило все области феодальной средневековой Армении.
В IX-X веках в зодчестве Армении вырабатываются новые средства художественной выразительности. На смену величественным и лаконичным гладям стен храмов первой половины VII века приходят пластически обогащенные плоскости стен. Треугольные ниши, хотя и остающиеся излюбленным мотивом, на некоторых памятниках лишаются былой тектоничности и начинают постепенно приобретать декоративное значение. От восьмигранной формы барабана купола делается переход к круглой (Татев, Кечарис, Бджни) и многогранной (Мармашен, Амберд), в обоих случаях - с характерным для XI века зонтичным шатром. На отдельных памятниках пластической обработке подвергается и наружная поверхность барабана купола, украшаемая тонкими полуколоннами, поддерживающими фронтончики шатра (Мармашен, Амберд и т. д.).
Идея вертикализма находит свое блестящее выражение не только во внешнем облике сооружений, но и в их интерьере, чем и достигается единство всей архитектурной композиции. Замечательным примером такой напряженно динамической и подчеркнуто торжественной композиции может служить интерьер Анийского собора. Большие изменения претерпевают общая форма и архитектурная обработка дверных и оконных проемов. Оконные проемы несколько суживаются, что, повидимому, было продиктовано стремлением создать в интерьере храма мистический полумрак и оказать соответствующее воздействие на молящихся. Наряду с уменьшением размера оконных проемов видоизменяется и их форма. Появляется совершенно новый тип прямоугольных, обрамленных резным наличником окон (Ширакаван, Анийский собор). Окна же с полукруглым завершением сохраняют орнаментированные и профилированные бровки. Орнаментация в архитектуре этого периода вообще и бровок в частности значительно отличается от орнаментации предыдущего периода. Теперь ведущими становятся геометрические композиции и различные сложные варианты плетенок. Имеют некоторое применение й круглые окна (Анийский собор, Гагикашен). В архитектурной обработке дверных проемов в основном можно проследить два решения. В некоторых памятниках прямоугольный входной проем обрамлен ступенчатыми наличниками с сандриком; обычно сандрик обрабатывался либо орнаментальным мотивом из акантовых листьев (крепостная церковь на Вышгороде, Гагикашен, Мармашен и др.), либо зубцами (церковь Спасителя в Ани), либо арочками с гранатом (Хцконк). В других памятниках, например Анийском соборе, в церкви Григория в Кечарисе (Цахкадзоре) входные проемы обработаны портиками, оживленными светотенью пучкообразных колонок. Конструктивные формы в основном сохраняются. Хотя тромпы изжили себя еще в первой половине VII века, однако в отдельных памятниках конца IX века (церковь св. Карапета на Севане, малая церковь монастыря Айриванк на берегу Севака) их еще можно встретить.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении