Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Правдивость образов, единство архитектурно-конструктивных форм, плановой и объемной композиции, исключительная тектоничность плоскостей и объемов, богатство средств разработки плоскостей, многообразие типов, смелость конструктивных решений и, наконец, большой художественный такт отличают большинство памятников этого времени. Широкое понимание задач архитектуры привело к созданию весьма разнообразных по типу храмов. На примере богатства типов храмовой архитектуры Армении VII века можно воочию убедиться в огромных творческих дарованиях зодчих этого времени. Помимо перечисленных выше типов раннехристианских храмов и главным образом на их основании в течение VI-VII веков разрабатываются типы: крестообразных центрально-купольных храмов с вариантами; купольных базилик с вариантами; купольных залов; многоабсидных храмов и круглых трехъярусных храмов. Некоторые из перечисленных выше типов разрабатывались в тесном творческом содружестве с соседней Грузией, зодчество которой развивалось в аналогичных политических социальных и экономических условиях.
Тип центрально-купольных построек Армении весьма разнообразен и богат. Более ранние памятники, построенные в конце VI и начале VII веков (Аванский храм), представляют собой пример предельно ясной плановой и объемной композиции. Форма креста вписана в прямоугольник, вытянутый с запада на восток; наружные стены еще не имеют треугольных ниш, несколько позже ставших основным архитектурным мотивом, указанного типа. Появление более совершенных типов центрально-купольных построек относится к началу VII века. Храм Рипсимэ в Эчмиадзине (Вагаршапате) построенный в 618 году, является лучшим образцом этого типа в Армении.
В отличие от храма в Аване плоскости всех четырех фасадов храма Рипсимэ обработаны мощными вертикально члененными нишами, обогащающими богатой светотенью простые и лаконичные фасады. Важно отметить исключительную тектоничность указанных ниш. Наряду с бесспорным архитектурно-художественным эффектом они значительно облегчают стены в их наиболее массивной части. Храм Рипсимэ монументален, он действует своим величественным, уравновешенным и пластически богатым объемом. Небольшой по размерам храм Таргманчацванк в с. Айгешат того же района (недалеко от Эчмиадзина), от которого сохранились лишь незначительные развалины, является памятником, непосредственно связанным с храмом Рипсимэ.
В остальных памятниках VII века (Адиаман, Сисиан и т. д.) та же самая тема разработана в несколько иной интерпретации. Весьма своеобразны и оригинальны храм в Мастаре и подобные ему храмы в Артике и Воскепаре. Не меньший интерес представляет другой вариант центрально-купольных храмов Армении. Речь идет о построенных в VII веке небольших храмах Лмбатаванк в Артике, церквах Камсараканов в Талине, Кармравор в Аштараке, Степаноса в с. Кош, Манканоц у Ошакана, в Аламане, Агараке, Бджни, Ариндже. Этот вариант центрально-купольных храмов представлен большим количеством сооружений, возведенных главным образом в VII веке. Тип купольных базилик, построенных в VII веке, представлен Одзунским храмом, храмами Гаяне в Эчмиадзине (630 г.), в Мрене (639 г.) и грандиозным храмом в Багаване (639/640 г.). Прототипом для них, очевидно, служил Текорский храм, переделанный, по мнению Т. Тораманяна, позднее в купольную базилику. Типичным для купольной базилики, а также и для купольного зала является базиликальный разрез. Композицию планов Двинской кафедральной церкви (608 г.) и большого храма в Талине (вторая половина VII в.) можно рассматривать как синтез плановых форм центрально-купольных храмов и купольных базилик. В этих памятниках к основному объему с восточной, южной и северной сторон, симметрично по отношению к продольной и поперечной осям храма примыкают многогранные объемы абсид. Весьма оригинальным и самобытным типом храмового зодчества Армении являются купольные залы. Принципиальное отличие их от куполь¬ных базилик заключается в том, что здесь четыре пилона, поддерживающие купол, непосредственно примыкают к северной и южной стенам, чем и достигнуты единство и нераздельность внутреннего пространства. Стены являются не столько несущими, сколько замыкающими внутреннее пространство элементами, так как основные нагрузки от перекрытия воспринимают пристенные пилоны. Ранним примером купольных залов Армении является храм Птгнаванк, построенный, судя по последним исследованиям, в VI веке. Другим образцом этого типа является Аручский (Талишский) храм, построенный в 60—70-х годах VII века.
1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении