Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

Несмотря на развитие в Армении эллинистической культуры, она все же не охватила всех слоев населения страны, не проникла в широкие народные массы. Она была достоянием правящих кругов, имела ревностных приверженцев преимущественно среди представителей двора и частично среди земледельческой и военно-рабовладельческой знати. В широких же народных массах преобладала культура, унаследованная от предков.
С I века н. э. в Армению из Сирии и стран Малой Азии, где еще долго держались традиции античного искусства, проникает влияние римской архитектуры. На территории Советской Армении сохранился один из выдающихся памятников греко-римской архитектуры - построенный в I веке языческий храм в крепости Гарни, представляющий собой периптер римско-ионического ордера на высоком подиуме.
Выдающиесяпроизведенияэллинистическо-римской архитектуры - языческий храм в Гарни и другие памятники античного зодчества, не дошедшие до нас, - сыграли важную роль в процессе формирования армянской архитектуры периода раннего феодализма, обогатив ее лучшими традициями античности. К сожалению, архитектурные памятники языческих армян, отразившие влияние античного зодчества, сохранились плохо, чему причиной, как об этом свидетельствуют древние армянские историки, явилось христианство. Многие прекрасные памятники языческих армян, главным образом храмы и их утварь, стали жертвами фанатизма христианских проповедников, которые, с утверждением в Армении в начале IV века христианства, беспощадно разрушали и уничтожали памятники, связанные с язычеством. У древних историков имеются упоминания о разрушении языческих храмов на Севане, в Аштишате и других местах Армении аркады в базиликальных церквах раннего периода, повидимому, не совсем отвечало климатическим условиям Армении; поэтому в дальнейшем строители отказались от них. Сохранились как однонефные (Егвард, Гарни, Ширванджук и т. д.), так и трехнефные (Аштарак, Егвард, Цицернаванк) базилики без наружной галереи. Некоторые формы раннехристианской архитектуры перешли в Армению вместе с христианством из Сирии. В отдельных памятниках, большей частью в деталях, заметно влияние сирийской христианской архитектуры. Особенно ярко это влияние проявилось в Ереруйкской базилике. Базиликальные церковные постройки Армении относятся к IV-VI векам; более точной датировке большинство их не поддается. У армянских историков имеются неоднократные упоминания о наличии деревянных перекрытий в ранних церковных постройках. Эти свидетельства относятся к начальным, ныне не сохранившимся церковным зданиям, ибо дошедшие до нас базилики имели преимущественно каменные сводчатые перекрытия. Одновременно с базиликальным типом в Армении уже во второй половине V века появляется тип центрально-купольных крестообразных в плане храмов (Эчмиадзинский храм). Однако этот тип достигает своей зрелости лишь в конце VI и, особенно, в первой половине VII века.
Одним из важнейших периодов развития армянского зодчества, временем подлинного расцвета была первая половина VII века, когда благоприятные экономические условия обеспечивали развитие как церковного, так и светского зодчества. В сущности, это был период окончательного формирования феодальной архитектуры Армении, выявления ее основных архитектурно-художественных и конструктивно-строительных принципов.Принципы, разработанные в указанный период, прочно легли в основу дальнейшего развития армянского зодчества. В этом смысле VI-VII века можно считать периодом классической архитектуры Армении.

1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении