Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Аналогичные памятники найдены и на территории Грузии. Общность культуры племен Закавказья подтверждается и другими археологическими материалами. В этом отношении большой интерес представляют находки, сделанные в раскопанном в 1948 году погребении в г. Кировакане, имеющие сходство с памятниками погребений Триалети (Грузия).
Период, последовавший за образованием на Армянском нагорье урартского военно - рабовладельческого государства (IX-VII вв. до н. э.), отмечен более высоким развитием строительной техники, значительно обогатившим строительные приемы местных племен. Об этом свидетельствуют замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся в центре урартского государства - в Тушпе (г. Ван). Для закрепления господства над племенами Армянского нагорья урартские цари создали в стране широкую сеть стратегических пунктов - крепостей, в которых сосредоточивали свои гарнизоны. На территории Армении сохранилось большое количество остатков оборонительных сооружений урартов; некоторые из них благодаря оставшимся клинописным надписям датируются довольно точно. Таковы, например, крепости в Армавире, Эларе, Нор-Баязете, Арин-Берде, Цовинаре, Кармир-блуре. Из исследованных памятников этого периода наиболее выдающимся, несомненно, является Кармир-блур, где в настоящее время производятся раскопки. Теперь уже на основании многих весьма ценных археологических находок установлено, что крепость Кармир-блур, или, как называли ее урарты, Тейшебаини, была резиденцией урартских наместников и сооружена в VII веке до н. э. Весь комплекс состоял из цитадели, обнесенной системой мощных крепостных стен, и города, находившегося южнее и западнее цитадели. Принцип, примененный при строительстве крепости Кармир-блур, весьма характерен для всех крепостных сооружений, возведенных урартами на Армянском нагорье. Для строительства крепостей, как правило, по стратегическим соображениям выбирали холмы, удобно расположенные на пересечении магистральных дорог и имеющие широкий кругозор, открытый в сторону долин, с таким расчетом, чтобы из одной крепости была видна другая.
Армянский народ, сформировавшийся на той же территории после падения Урарту, унаследовал не только памятники его культуры, но также и древние архитектурно-строительные традиции урартов. Свое большое мастерство обработки камня, высокое искусство создания скальных храмов армянский народ в значительной мере унаследовал от урартов. Урартская архитектура вошла ценным вкладом в сокровищницу армянского зодчества.
О Тигранакерте - новой столице Армении, основанной Тиграном II на одном из притоков р. Тигр, имеются неоднократные упоминания как у греческих и римских (Страбон, Аппиан), так и у армянских (Моисей Хоренский, Ф. Бузанд и др.) историков. Судя по описаниям, Тигранакерт строился по принципу эллинистических городов, куда наряду с армянским населением, с представителями его знати, Тигран II в принудительном порядке переселил и жителей завоеванных им эллинистических городов Малой Азии. Он собрал вокруг себя выдающихся представителей эллинистической культуры (риторик Амфикрат из Афин, известный писатель и философ Метродор Скепсийский и др.). В Тигранакерте был театр, в котором ставились трагедии на греческом языке. Известно, что преемник Тиграна II царевич Артавазд был автором поэм и трагедий. По тем же сведениям, Тигранакерт был окружен мощными крепостными стенами высотой в 50 локтей. Стены имели такую большую толщину, что в них размещались конюшни конницы Тиграна и склады. Внутри города была неприступная цитадель. Вилла Тиграна находилась за пределами города. Вокруг его прекрасного дворца простирались парки, заповедники для охоты, пруды для разведения рыбы. Здесь же он соорудил мощную крепость. Местонахождение Тигранакерта определяется наукой у современного города Фаркин, где сохранились значительные остатки крепостных стен и других сооружений.Эллинистическая культура отразилась и на официальной религии армян: происходило отождествление местных языческих богов с греческими. В языческие храмы Армении Тигран II велел поставить статуи греческих богов, взятые им из стран Малой Азии. Эллинистические традиции могли найти своеобразное отражение и в храмовом зодчестве языческих армян. Отдельные находки на территории Армении (большой клад монет эллинистических государств, найденный в 1946 году в с. Сайбалу Сисианского района), греческие надписи и архитектурные фрагменты с явно выраженными чертами античного зодчества дают основание предполагать распространение в Армении эллинистической архитектуры, памятники которой пока недостаточно исследованы.
1 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении