.
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Они, видимо, сооружены по единому плану, на определенном расстоянии друг от друга. Развалины таких сооружений сохранились в большом количестве. Важнейшими из них являются каравансараи Талина, Талиша, Зора, Чрплу, Селима. Сохранившиеся названия некоторых населен¬ных пунктов Армении (Иджеван, Каравансара и др.) свидетельствуют о том, что в средние века в них находились каравансараи, что подтверждается и остатками соответствующих построек. Средневековые каравансараи, или иджеваны (как называли их армяне), имели преимущественно прямоугольный план. Внутреннее пространство, как и в базиликах, разделялось аркадой на нефы. Все перекрытие осуществлялось цилиндрическими сводами на подпружных арках. В каравансараях выделялись места для людей и для животных. Наружным фасадам придавался вид крепостных стен, углы фланкировались круглыми в плане башенками (Талиш и др.). Таким образом, они представляли собой удобные и хорошо защищенные от возможных нападений разбойников убежища для караванов и отдельных путников. Наиболее сохранившимся из средневековых каравансараев на территории Армении является Селимский каравансараи. Архитектура Армении XII-XIV веков особенно примечательна своими выдающимися достижениями в области развития и усовершенствования архитектурных конструкций. Никогда еще в прошлом армянское зодчество не достигало такого единства архитектурных и конструктивных форм. Смелые конструкции, примененные в выдающихся архитектурных произведениях средневековья-жаматунах и монастырских трапезных, могут служить блестящим доказательством тонкого конструктивного чутья, большого мастерства и инженерных навыков средневековых армянских зодчих, их умения подчинять конструктивные решения задачам архитектурной выразительности.
Очень показательны в этом отношении перекрытия больших пространств притворов и трапезных. Притворы, или жаматуны, представляли собой квадратные или прямоугольные в плане помещения. Их сводчатые перекрытия большей частью поддерживались четырьмя массивными круглыми, многогранными или пучкообразными колоннами. Четыре внутренние стены притвора имели по две полуколонны, на которые опирались арки перекрытия. Иногда полуколонны заменялись массивными кронштейнами. Как уже было отмечено, в основе этих сооружений лежала идея армянского четырехколонного народного жилья-глхатуна, монументализированного в каменных формах.
При описанной схеме перекрытия вся площадь жаматунов разбивалась на 8 прямоугольных секций, расположенных вокруг центральной части. Центральная, квадратная в плане, часть покрывалась различно — многогранным, сомкнутым или шатровым, в виде усеченной пирамиды, сводом (Кечарис, Тегеняц), или сложным сводом, выложенным из каменных, конструктивно вполне оправданных сталактитов (Гегард), или каменными плитами, пере-крытием из каменных балок, наподобие деревянных куполов глхатунов (притвор церкви Аракелоц).
Храм Кечарис. Во всех случаях в центре оставлялось световое отверстие, которое в отдельных памятниках перекрывалось ажурной ротондой (притворы монастырей Оромос, Ованнаванк, Сагмосаванк и др.). Остальные секции перекрывались крестовыми, зеркальными или сомкнутыми сводами, а иногда просто плоскими каменными балками (Гегард), Наряду с 4-колонными жаматунами встречаются и 2-колонные (жаматун монастыря Айриванк на берегу озера Севан, Ахпатского монастыря и др.), в которых система перекрытия несколько иная. Существуют и другие схемы перекрытия жаматунов. Конструктивные формы перекрытия жаматунов обогащены архитектурной отделкой: барельефами (Агарцин), тонкой орнаментальной резьбой, розетками и крестом (Оромос), фигурной разноцветной кладкой (Арич, Айриванк, Ахпат) и в виде сталактитов.
Особенно ярко и убедительно конструктивные достижения архитектуры Армении XII-XIV веков проявились в разработке перекрытий, блестяще осуществленных в виде перекрывающихся арок. Переход к подобной конструктивной системе, очевидно, был продиктован необходимостью перекрытия больших пространств без промежуточных опор, для получения единого, нерасчлененного внутреннего объема.
В рассматриваемый период интенсивное архитектурное творчество развивается и в отдельных армянских государствах (Киликия), колониях и отдаленных областях. К сожалению, мы не располагаем достаточно полными данными для характеристики этого наследия.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении