.
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
В церковных зданиях появляются элементы и декоративные мотивы, характерные для светской архитектуры (ниши, напоминающие «патрханы» жилищ, барельефы со светским сюжетом). Это интересное явление прежде всего может быть объяснено проникновением нового, светского направления во все области идеологии, в том числе и в область архитектуры, приобретающей теперь более гуманистическое содержание; бурное развитие светской архитектуры приносит новые образы и формы.
Ведущим типом церковного здания становится крестово-купольный зал, который, по сравнению с купольными залами Армении VI-VII веков, претерпевает ряд изменений. Форма его плана предельно проста и ясна. Объемные формы органически вытекают из плана. В прямоугольный снаружи, вытянутый с запада на восток план вписан крест, стороны которого прямоугольны за исключением восточной полукруглой алтарной стороны. Во всех четырех углах имеются прямоугольные в плане приделы, большей частью двухъярусные. На второй ярус ведут консольные лестницы. Поддерживающие купол четыре арки опираются непосредственно на стены приделов. Планово-объемная композиция тектонична и вытекает из сейсмических условий страны. В ней воплощена идея крестово-купольной композиции, которая оправдала себя как с конструктивной, так и с художественной стороны. Купол не передвинут на восток, как в купольных залах VI-VII веков, а находится в центре всей композиции. В XIII веке значительно уменьшаются абсолютные размеры церковных зданий. Особое внимание уделяется интерьеру. Отдельные церковные здания (Тиграна Оненца, Бахтагеки в Ани и др.) украшаются прекрасной фресковой росписью, в которой, помимо религиозных сюжетов, определенное место занимает и светская тематика (композиция с изображением шествия царя Трдата в церкви Оненца).
В последний период развития средневекового церковного зодчества Армении, в конце XIII и начале XIV веков, разрабатывается несколько оригинальных типов церковных зданий, из которых прежде всего следует отметить весьма живописный и в композиционном отношении представляющий большой интерес тип двухъярусных церквей-усыпальниц, лучшим образцом которого является церковь Богородицы в комплексе монастыря Нораванк у села Амагу. Другие памятники этого типа (церковь Богородицы в Егварде, так называемая колокольня в монастыре Нор-Гетик и Каптаван) по своим архитектурным качествам несколько уступают первому. Примечательная черта памятников этого типа-исключительная живописность, богатая отделка плоскостей тонкой резьбой и барельефами (Амагу, Егвард). Объемная композиция их предельно ясна и внушительна. Сверху они завершались ажурной ротондой с шатровым куполом. Не менее своеобразным, правда, единственным в своем роде, церковным зданием является войсковая церковь в Елегисе (Алаязе). Оживление торговли и расширение экономических связей с соседними странами вызвали в Армении интенсивное дорожное строительство и в связи с этим-сооружение на трассе важнейших дорог мостов, сторожевых пунктов и т. д. В этих сооружениях особенно ярко проявились высокое мастерство и незаурядное умение зодчих армянского средневековья разрешать сложнейшие инженерные задачи. Прекрасным свидетельством этому могут служить Чрплинский мост на р. Ахурян (быть может построенный в более ранний период) с мощной аркой пролетом в 31,5 м и Санаинский мост на р. Дебет — лучший образец мостостроения средневековой Армении.
Не менее блестящее мастерство проявили зодчие в строительстве на магистральных дорогах каравансараев-этих монументальных зданий средневековья.Они, видимо, сооружены по единому плану, на определенном расстоянии друг от друга. Развалины таких сооружений сохранились в большом количестве. Важнейшими из них являются каравансараи Талина, Талиша, Зора, Чрплу, Селима. Сохранившиеся названия некоторых населен¬ных пунктов Армении (Иджеван, Каравансара и др.) свидетельствуют о том, что в средние века в них находились каравансараи, что подтверждается и остатками соответствующих построек. Средневековые каравансараи, или иджеваны (как называли их армяне), имели преимущественно прямоугольный план. Внутреннее пространство, как и в базиликах, разделялось аркадой на нефы. Все перекрытие осуществлялось цилиндрическими сводами на подпружных арках. В каравансараях выделялись места для людей и для животных.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 11 - 12 - 13 - 14
Архитектура древней Армении