Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Чикагская школа и каркасные конструкции

  Первое здание с металлическим каркасом было построено в 1885г. не в Европе, а на Американском Среднем Западе. Не было никаких особых конструктивных проблем, которые задерживали бы развитие этого вида строительства. Пяти – и шестиэтажные промышленные здания с чугунными колоннами и балками возводились в Англии в большом количестве с 1803г. Теория проектирования каркасных зданий не представляла трудностей. Такая конструкция могла рассматриваться как ряд колонн, на которые опираются однопролетные шарнирные балки. Навье опубликовал решение задачи изгиба балки в 1826г.. Тредголд решил задачу расчета колонн и опубликовал это решение в 1858г. вместе с теорией изгиба.
В проектах первых чугунных и стальных каркасов ветровая нагрузка еще не учитывалась, так как здания имели массивные каменные стены, которые создавали достаточную прочность конструкций. Изобретение каркаса не сдерживалось техническими проблемами, а зависело от социальных и экономических факторов. Первое здание с чугунным каркасом было построено в 1880г. в Чикаго. В 1854г. была изобретена безопасная кабина, которая позволила использовать подьемники для транспортировки пассажиров. Первый пассажирский лифт был построен в Нью-Йорке только в 1857г. Первый лифт в Чикаго – “Патентованный паровой пассажирский лифт Отиса” был установлен в 1870г. в здании Хонор Блок, сгоревшем в 1871г.
Чикаго стал местом рождения “дутого каркаса”, который был изобретен Джорджем Вашингтоном Сноу и впервые использован при строительстве Чикагской церкви в 1833г. Недостатком традиционных деревянных конструкций и одним из наиболее дорогостоящих моментов строительства было решение узлов сопряжений. В дутом каркасе древние соединения “в паз” и “в шип” были не нужны, и деревянные элементы соединялись чугунными гвоздями массового производства, которые давали более прочные соединения и стоили значительно дешевле, чем изготавливаемые вручную гвозди начала 18в. Кроме того, деревянные гвозди были меньше и вбивались чаще. Вскоре новое решение “дутый каркас” распространилось по всей территории США, а также Австралии.
В 80-ых годах прошлого столетия в Чикаго было много талантливых и оригинальных архитекторов, но эволюция каркасного здания является результатом работы Уильяма Ле Барон Дженни. Первое здание, построенное Дженни, - семиэтажное здание Портланд Блок(1872) имело несущие стены и внутренний каркас с колоннами и балками из литого чугуна. На гладкой поверхности наружных стен не было никаких архитектурных деталей за исключением мелкой рустовки и узких тяг по углам здания, но каждая контора имела свою выходяшую на улицу витрину.
Первый полный каркас был применен Дженни в девятиэтажном здании компании Хоум Иншуренс(1885г). В этом здании колонны из литого чугуна были поставлены и внутри здания, и в толще наружных стен. Балки были запроектированы из ковкого чугуна, но “было получено разрешение на замену балок из ковкого чугуна первой партией балок из бессемеровской стали от Карнеги-Пиплз Компани”.
Каркас был второй необходимой предпосылкой для успешного развития многоэтажных зданий после появления лифтов. В 1882г. появилось первое десятиэтажное здание Монтаук Блок. Это здание, спроектированное Бернхэмом и Рутом, имело несущие наружные стены, внутренний каркас с колоннами из литого чугуна и балками из ковкого чугуна. Оно также было первым зданием, в котором для уменьшения глубины фундаментов были применены ростверки из чугунных рельсов.
В 1891г. появилось название “небоскреб”. Таким образом, Монтаук был первым небоскребом. По мере увеличения высоты зданий несущие стены становились все толще.
16-этажное здание Монанднок Билдинг, 1891г. Здание имело несущие стены толщиной 1.83м. на уровне первого этажа.

1 - 2 - 3 - 4 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10
История научной архитектуры