Творчество Антонио Гауди складывается словно бы из синтеза, с одной стороны, его
духовных устремлений, уводящих в прошлое, взращенных на религиозности, и, с другой
стороны, его фантазий, выходящих за рамки реальной действительности. Гауди был и
остается одним из крупнейших и талантливейших мастеров архитектурного искусства рубежа
XIX–XX столетий, когда в мировой культуре стало оформляться новое, современное
искусство.
Стиль Гауди стал своеобразным отражением того времени, в которое жил и работал
зодчий. Тогда искусство развивалось на основе смешения рационалистического и свободного
от всяческих догм и традиций начал.
Вот почему произведения Гауди часто лишены связи с национальными тенденциями
развития и нередко характеризуются как универсальные и космополитичные. Это
подтверждает и тот факт, что архитектор для сооружения своих конструкций часто
использовал всевозможные параболообразные арки, гиперболоиды, спирали, наклонные
колонны. Подобные применявшиеся Гауди детали и геометрические линии опередили не
только архитектуру второй половины XIX столетия, но и инженерные решения следующего,
XX века.
Творчество Антонио Гауди в отдельных деталях и композиционных решениях было
сходно с произведениями художников-примитивистов. Однако работы архитектора
отличаются большим динамизмом и изменчивостью творческой манеры.
Можно говорить о том, что художественный метод Гауди представляет собой
воплощение определенного этапа развития мировой архитектуры. Талант мастера позволил
зодчему шагнуть вперед в поиске новых художественных принципов изображения и
опередить свое время.
В творчестве Гауди (как и в творчестве любого другого творца) можно проследить
закономерную смену отдельных периодов. Так, ранние его работы эклектичны и отражают
особенности архитектуры периода второй половины XIX века.
Последующие произведения знаменитого зодчего являются воплощением национально-
романтических идеалов, своеобразным выражением выработанных самим мастером идей и
форм впоследствии названных искусствоведами ар нуво (модерн). Последние работы,
созданные испанским архитектором уже в начале XX столетия, словно возвращают зрителя в
XVII век, когда в искусстве сформировалось направление, названное классицизмом.
Рассуждая о самобытности и исключительности творческой манеры Гауди, нельзя не
сказать о том, что та самобытность и исключительность не были абсолютными. В ряде работ
мастера можно обнаружить черты методов художественного изображения, выработанных
другими творцами.
Так, например, в ряде произведений Гауди заметны детали, которые напоминают (если
не учитывать стилевое различие) работы таких американских зодчих, основоположников
органичной архитектуры, как Луиса Генри Салливена и Фрэнка Ллойда Райта. В связи с этим
многие искусствоведы склонны считать Антонио Гауди предшественником экспрессионизма,
причем больше с точки зрения художественного изображения (выставка фотографий
сооружений Гауди, прошедшая в 1911 году во Франции, имела колоссальный успех у
ценителей не только архитектурного, но и изобразительного искусства), чем архитектурного
построения.
Творчество Антонио Гауди стало выражением природного, жизненного начала, а также
той рационалистической сущности, которой отличалось искусство эпохи модернизма. Его
произведения логически выстроены, органичны и вместе с тем они земные, даже несмотря на
ощутимое сходство с возвышенно-духовными работами Эль Греко.
Вместе с тем произведения испанского архитектора были лишены той ненужной
хрупкой истонченности, некой болезненности и манерности, словом, всего того, что
характеризует стиль барокко.
Все творения, созданные Гауди, в полной мере отвечают требованиям
рационалистического искусства не только с точки зрения функционального,
пространственного и технического решений, но и с точки зрения используемых автором
художественных методов. Об этом не раз говорили архитекторы и искусствоведы 20-х годов
XX столетия.