Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Голова поэта. Первая половина IV в.до н.э.
К кругу произведений Скопаса принадлежит голова Ниобы. Ниоба изображена страдающей, оплакивающей своих детей. Под тяжестью страшного горя голова ее склонилась, углы губ опустились, ничего не видящие обезумевшие глаза остановились - на лице Ниобы застыло выражение глубокого страдания.
Греческий миф рассказывает, что Ниоба, дочь фригийского царя Тантала, гордого и высокомерного, жена фиванского царя Амфиона, была необычайно счастливой матерью - у нее было семь красивых дочерей и столько же прекрасных сыновей. Но, будучи характером похожей на отца, Ниоба однажды оскорбила богиню Латону (Лето), мать Аполлона и Артемиды. Боги жестоко отомстили Ниобе: Аполлон поразил стрелами ее сыновей, Артемида же умертвила всех дочерей. Из счастливой Ниоба стала несчастнейшей матерью. Согласно мифу, Ниоба превратилась в скалу с источником и в таком виде продолжала проливать слезы.
Голова Ниобы. Первая половина IV в.до н.э.
 К произведениям школы Скопаса относится и голова Мелеагра. Мелеагр, легендарный греческий герой, искусный охотник, отличался чрезвычайно вспыльчивым характером. Убив вместе с другими охотниками калидонского вепря, Мелеагр в пылу ссоры, возникшей из-за дележа шкуры, убил своего дядю. Мать, желая отомстить за смерть брата, призвала Эриний, богинь мести, которые и погубили Мелеагра. Несдержанность, преобладание чувства над рассудком скульптор хорошо передал в лице, на котором мы видим сдвинутые в гневе надбровные дуги, горящие страстью глаза, полные, чувственные губы.
Большой интерес представляет голова Геракла: она является подлинной греческой работой; сохранилась раскраска на глазах, ушах и верхней губе. Хотя голова значительно повреждена, все же можно говорить о том, что она стилистически очень близка к мастерской Скопаса: об этом говорят сильный поворот и наклон головы (это видно по мышцам шеи), глубоко сидящие глаза. Голова являлась частью статуи и была украшена венком, а на плечи фигуры была наброшена львиная шкура. К школе Скопаса или к мастерам его времени, испытавшим на себе влияние великого скульптора, можно отнести несколько голов и бюстов юношей.

1 - 2 - 3 - 5
Скульптура Школы Скопаса в Эрмитаже