Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Наряду с постройками, имевшими значение в масштабе общегородского строительства, Росси приходилось работать над проектированием и выполнением ряда мелких заданий. Характерно, что и в них он проявил то же мастерство планирования, умение связать новое со старым и ту же исключительную добросовестность и тщательность выполнения, которые были характерны для всех его работ, даже раннего периода.
Одной из первых больших самостоятельных работ Росси в Москве была постройка Екатерининской церкви в Кремле. Так как эта постройка была связана с именем любимой сестры Александра I - Екатерины Павловны, то ей придавалось особое значение, и все работы по ее проектированию и сооружению Валуев поручил наиболее искусному архитектору Московской экспедиции, каким считал Росси. По этому поводу он пишет кн. Куракину: "для церкви св. Екатерины в московском Вознесенском монастыре по предписанию моему... архитектором Росси сделаны два рисунка фасадов, которые препровождаю...» г. Один из проектов был принят, возвращен Валуеву, и 4 июля 1809 г. церковь была заложена. Росси удалось подвести ее под крышу, затем по случаю войны 1812 г. работы были приостановлены, и окончена была церковь уже в отсутствии Росси, в 1815 г., его товарищами по работе - архитекторами Мироновским и Бахаревым, проектировавшими также внутреннее убранство церкви. Снаружи церковь была облицована белым камнем и убрана резьбой и украшениями, характерными для так называемой ложной готики начала XIX. века. Несмотря на ряд недочетов, характерных для подражательного стиля, несмотря на несколько преуменьшенный сравнительно с общей массой здания купол, Екатерининская церковь производит впечатление стройного здания, сооруженного первоклассным мастером. Стилистически оно хорошо связано с убранством Спасских ворот и возобновленной под руководством Росси Никольской башней. Кроме Екатерининской церкви, известен принадлежащий Россн проект большого храма с колокольней, исполненного для Ниловой пустыни на острове озера Селигер. Церковь эта была спроектирована в том же ложноготическом стиле, восточная часть ее плана составлена из полуциркульных выступов, каждый из которых в свою очередь украшен тремя меньшими выступами. На фронтальной стороне - почти классический по форме портик. Завершена церковь восемью большими и многими малыми шатрами и украшена рядом готических деталей. Внутри она разделена тремя этажами.
В общем постройка эклектична, причем отдельные стилистические особенности не всегда гармонируют друг с другом: элементы готики чередуются с мотивами древнерусского церковного зодчества, перемежающимися классическими формами. Все это, несмотря на ритмичное соотношение масс, производит несколько неприятное впечатление. Из несомненных московских построек Росси можно назвать (также, к сожалению, не сохранившийся) деревянный театр на Арбате. Повидимому, он проектировался Росси еще до приезда его в Москву. Во всяком случае, "Музыкальный и театральный вестник" 1856 г. и "Драматический альбом" Арапова сообщают о нем следующее: "в 1807 г. в связи с учреждением Театральной школы сделано было распоряжение о постройке нового деревянного театра у Арбатских ворот... Этот театр выстроен был по плану архитектора Росси окончательно в 1808 г. и открыт прологом Глинки "Боян, русский живописец древних времен, с хорами и балетами". Площадь, на которой стоял театр, на пространстве 1 556 кв. сажен была вновь нивелирована и вымощена, потому что в дождливую погоду по ней ни пройти, ни проехать было невозможно от грязи. Арбатский театр был очень красив, весь окружен колоннами, подъезды к нему были со всех сторон. Большое пространство между колонн в виде длинных галлерей, соединявшихся вместе, представляло возможность прогулки. Внутреннее акустическое устройство весьма было хорошо слышно и видно отовсюду, декорации для него написаны были художником Скотти". Последний спектакль состоялся 30 августа 1812 г. После вступления французов в Москву в театре несколько раз выступала наспех собранная французская труппа, но вскоре он "сделался одною из первых жертв пожара. Несомненно влияние Росси на архитектуру целого ряда построек, законченных как в его бытность в Твери, так и позднее. В этом отношении поражает, например, зал Тверского дворянского собрания, построенного в 1841 г. Общие пропорции его, характер и размещение колонн и пилястр полностью повторяют белоколонный зал Михайловского дворца в Петербурге, а кариатиды, поддерживающие второй ярус, почти точно воспроизводят мотив убранства овального зала в Елагином дворце. Есть документальные указания на то, что Росси сам проектировал здание Тверской семинарии. Повидимому, к тем же годам пребывания Росси в Твери относятся его фасад для больницы Мариинского канала, проект фасада торгового дома в городе Бежецке с такой же надписью, фасад и план вновь спроектированного торгового дома с кабаком и др.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 49 - 50
Росси