Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Обработка угла Сената
Подобно другим произведениям великого мастера, в постройке Сената и Синода Росси проявил исключительное "умение располагать большие массы с несколькими центрами и с соблюдением постоянной симметрии". Стилистически в этом здании Росси отступает от привычных для него способов разработки фасада: сравнительная сдержанность в пользовании украшениями здесь уступает место обилию архитектурного и скульптурного убранства, насыщающего постройку светотенью, придающего ей торжественный и несколько напыщенный характер. До сих пор более склонявшийся в сторону классических приемов убранства, на этот раз Росси отдает предпочтение приемам, характеризующим творчество мастеров барокко.
Особенностью здания Сената и Синода является повторение характерного звена постройки. Оно состоит из несколько растянутой восьмиколонной лоджии, увенчанной аттиком. Боковые части его подчеркнуты двойными двухколонными выступами, подобными выступам Новой Голландии Валлен де ла Мотта, причем каждый второй выступ является переходом к другому фасаду или ярке. Проработав это звено здания в Сенате, Росси повторил его в Синоде, согнул в виде полуокружности на переходе фасада с площади на набережную и еще раз использовал на фасаде, выходящем на Неву. Арка, как архитектурный центр всего длинного фасада, являющегося обрамлением западной границы площади, подчеркнута четырьмя выступами. Между выступами - трехчастное окно с полуциркульным завершением, а в самом выступе, между колоннами, - герб и статуя в четырехугольной нише. Аттик и фриз арки, перекрывающей переход от площади на Галерную (теперь Красную) улицу, обильно украшены тематической скульптурой. Выступы, которые также несут на себе скульптурное убранство, создают строго разграниченные интервалы колоссального фасада, расчленяя который, они вместе с тем обьединяют части его в единый архитектурный образ. По сторонам арки, у двух подъездов Сената и Синода, разбивая некоторую сухость и напыщенную торжественность средней части фасада, должны были стоять два великолепных льва. Они были исполнены, но почему-то не использованы для убранства этой постройки. Обстоятельство тем более досадное, что львы прекрасно связывали западную часть площади с памятником в центре ее. Проектируя здание Сената н Синода, Росси помнил, что оно будет западной гранью площади, северная часть которой открыта на Неву, за нею на Васильевский остров со старыми петровскими зданиями, восточная застроена Адмиралтейством Захарова, южная - мрачной серой громадой Исаакия, а центр украшен памятником Петру I Фальконэ. Связать более или менее случайные сооружения в единый архитектурный комплекс, притом так связать, чтобы каждое из них сохранило свои индивидуальные черты, - такова была задача Росси. Обладая исключительной чуткостью и способностью понимания особенностей творчества другого мастера, Росси, как никто, умел подчинить свое художественное «я» общей идее ансамбля.
Западная стена площади, здание Сената и Синода должны были отразить в себе всю беспокойную напряженность соотношения горизонталей и вертикалей окружения. Эга напряженность сказывается в размахе постройки, широко раскинутой направо и налево, сдерживаемой аркой и скульптурной группой аттика, во многократном повторении основного звена ее, в преобладании вертикальных линий, в полукруглой угловой части фасада, в чередовании выступов н впадин колонн и статуй. Каждая линия постройки, рожденная предыдущей, обусловливает последующую. В их беспрерывной текучести - связь с площадью.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 48 - 49 - 50
Росси