Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
Тог факт, чго в приказе имя Росси стоит на первом месте, повидимому, почти предрешал результат конкурса. Штауберт упоминается в приказе на втором месте. Факт провала его проекта болезненно ударил как по его личному, так и по ведомственному самолюбию и сказался на дальнейших взаимоотношениях участников конкурса и на их роли в постройке Сената. Обиженный неприятностями с проектом, Штауберт отказывается от участия в конкурсе, мотивируя отказ своей занятостью, незнанием условий конкурса и приказанием начальства. До декабря месяца в комиссию не поступило ни одного проекта. Дважды запрошенный о ходе проектирования Росси, повидимому, до этого времени не приступал к работе. "Всему виной, - оправдывается он в письме к кн. Долгорукову, - болезнь, постигшая меня, от которой недавно только получил облегчение и занялся сочинением означенных планов, к полному окончанию которых я употреблю все силы и по изготовлении тотчас имеют быть оные от меня представлены к г. управляющему Министерством юстиции. В рассуждении же распоряжения сенатских зданий на том пространстве, какое оно ныне занимает, или иначе, - до совершенного окончания сочиняемого плана мне определительно назначить сего еще невозможно".
Кроме лиц, официально приглашенных, в конкурсе приняли участие три других архитектора, окольными путями, через придворных передавшие свои проекты лично Николаю I. От него проекты были переправлены в комиссию "для принятия к соображению при рассмотрении планов переустройства этого здания" (т. е. Сената). Это были: "первый проект сочинения архитектора Глинкого", второй - Михайлова и третий - "сочинения преподающего в Институте путей сообщения гражданскую архитектуру 9-го класса Жакота". Приблизительно в половине декабря в комиссию стали поступать проекты архитекторов, официально приглашенных принять участие в конкурсе. Прежде чем остановиться на обзоре поданных проектов, необходимо вспомнить, что к дому гр. Бестужева, занятому Сенатом, с западной стороны примыкал дом вдовы купца Кусовникова, который занимал площадь, приблизительно равную площади сенатского здания. Обе постройки охватывали западную часть Петровской площади, с противоположной стороны ограниченной Адмиралтейством Захарова.
Учитывая обязательное условие конкурса, "дабы зданию Сената дать характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится", некоторые участники конкурса объединяли в одно целое все пространство, занимаемое и Сенатом и домом Кусовниковой; таким образом, у конкурентов мы встречаем два варианта проектов:
1) дом Сената
2) дом Сената вместе с домом Кусовниковой.
Из официальных участников конкурса первым представил проект Стасов. Этот проект был рассчитан только на перестройку здания на том месте, где стоял старый Сенат. В результате просмотра всех представленных на конкурс проектов утвержден был проект Росси. После окончания работ по проектированию встал вопрос о руководстве строительными работами. Вполне естественно, что принятие проекта Росси повлекло за собой назначение его на должность главного архитектора объединенных построек. Но, быть может, обиженный тем, что проектирование здания Сената не сразу ему было предложено, Росси рискуя всей своей служебной карьерой, берет на себя смелость отклонить это предложение, по принятому шаблону мотивируя отказ занятостью и болезнью. Тогда вновь была выдвинута кандидатура Штауберта. К концу 1832 г. работы вчерне были окончены, а 23 октября официально открыт проезд под аркой на Галерную улицу.
Если судить по сохранившемуся до нашего времени материалу, убранство помещения Сената и Синода не производило того впечатления цельности и единства, которым отличались работы, производившиеся под руководством Росси. Сюжеты росписи - случайные, композиция запутана, арабески на плафонах часто не масштабны, фон сплошь закрашен, краски пестры. Строгий и величавый ампир отделки и росписей Главного штаба и других работ Росси уступил место плохому подражанию ренессансу. Штауберт отнесся к Росси с должным вниманием, обращаясь к автору за советом в случае внесения изменений в его проект. Так, когда выяснилась необходимость помещения в подвальном этаже низших служащих и устройства там гауптвахты и сенатской книжной лавки, Штауберт обратился к Росси с запросом, не изменят ли окна в гранитном цоколе, вместо проектированных автором отдушин, общего замысла постройки. Росси ответил, что "такую перемену допустить можно без всяких затруднений, и красота фасада здания от сего изменений никаких не потерпит".
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси