Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА И ПЕТРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Проектирование и постройка Сената и Синода - последняя большая работа Росси. Он берется за нее полубольной, усталый от непосильной работы, еще более измученный служебными неприятностями и ведомственными интригами. Самое приглашепие Росси к участию в работах по проектированию постройки было связано с междведомственными трениями. До сих пор ему приходилось работать большей частью по поручению так называемого "Кабинета его величества", который пользовался денежными средствами "удельного ведомства", т. е. личными доходами царя.
В строительные комиссии, образуемые Кабинетом при сооружении той или иной постройки, входили члены Кабинета и другие лица, привлекавшиеся персонально в качестве специалистов. Это значительно упрощало служебные отношения Росси: по крайней мере он знал, что имеет дело с одним ведомством, которое более или менее считалось с ним как с талантливым архитектором. Правда, это не мешало всяким "штукмейстерам", претендующим на знание дела, ставить ему палки в колеса, но хуже бывало, когда в работу вмешивалось постороннее ведомство. Здание Сената и Синода не подлежало ведению Кабинета. В его постройке более всего было заинтересовано Министерство юстиции, которое не располагало достаточными архитектурными силами, чтобы взягь на себя руководство работами. С другой стороны, Инженерный департамент, считавшийся наиболее компетентным учреждением "по строительной части", всегда готов был захватить в свои руки любую строительную работу. Наконец, каждое из ведомств должно было подчиняться "высочайшей воле", решения которой часто бывали неожиданными и далеко не всегда удовлетворяли заинтересованные стороны. Нужны были дипломатические способности, чтобы лавировать между подводными рифами ведомственных и личных взаимоотношений, официальными и неофициальными путями улаживая трения и отовсюду извлекая для себя максимум выгод. Этим искусством абсолютно не владел Росси. Всегдашней своей смелостью, горячностью и откровенностью суждений он одинаково вооружал против себя все враждующие стороны: отсюда - горечь разочарования в людях и самой работе и, как практический вывод, стремление уйти дальше от интриг на покой, в круг семьи. Все это особенно сказалось во время работ по постройке здания Сената и Синода.
С 1763 г. "Правительствующий Сенат" помещался по набережной реки Невы в доме с башней и церковью, принадлежавшем графу Бестужеву. К началу XIX века этот дом пришел в ветхость. Тогда был поставлен вопрос о перенесении Сената в другое здание, более отвечающее его назначению и потребностям. Вопрос об оформлении такого здания интересовал художественные круги задолго до его решения. Так, 19 января 1815 г. в Академии художеств студентам архитектурного отделения было дано задание на сочинение проекта дома "Правительствующего Сената". Только 10 августа 1827 г. Николай I, осмотрев здание Сената, отдает распоряжение о его перестройке. Министр юстиции кн. Лобанов Ростовский пишет директору Инженерного департамента генералу-инженеру Опперману о полученном им повелении и о том, что надо "немедленно сделать проект для примерной отделки помещения Сената и канцелярии его по образцам Главного штаба инженерного замка и 2-го отд. моей канцелярии. Для сего под председательством вашим составить комиссии из инженера генерала Оппермана и тов. вашего сенатора кн. Долгорукова; поручить работы арх. Штауберту. Планы представить на мое утверждение".
Кандидатура архитектора Штауберта, повидимому, была подсказана Инженерным департаментом, на службе которого Штауберт находился. "Главное распоряжение по искусственной части, - пишет Опперман, - полагаю я, конечно, поручить арх. Штауберту с присоединением в помощь его одного исправного архитектора, ибо г. Штауберт много занят". И помощники ему был назначен сенатский архитектор Г. Угрюмов.
Таким образом, проектирование и постройку нового сенатского здания Министерство юстиции доверило Инженерному департаменту, сохранив за собой некоторую долю участия в работе. Но проект Штауберта не был утвержден Николаем I. Автор его не учел, что, после создания Дворцовой площади Росси, во время работ его над грандиозным ансамблем Александринского театра, в вопросе проектирования здания Сената решающее значение должно было иметь оформление Петровской площади. Именно этот мотив звучит как основной в распоряжении Министерства юстиции о конкурсе: "Дабы зданию Сената дать характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится, учредить для сочинения плана сему зданию между архитекторами конкурс, призвав к сему архитекторов: Росси, Шгауберта, Стасова и Шустова. Начать в 1829 г. и непременно кончить вчерне в том же году".

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси