Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Переходом от круглой скульптуры к глади стены служат фриз и кривая поверхность ниш. Масштаб скульптуры удивительно удачно найден, она классична своей простотой, почти суровостью; этим особенно отличается фриз из трагических масок. Скульптура исполнена профессорами Демут-Малиновским и Пименовым, музы в нишах - Трискорни. Работы производились в мастерской, расположенной здесь же, на площади, поблизости от театра. Вся скульптура, кроме квадриги и Аполлона, была исполнена из гипса, и когда лет через 7 после их постановки одна из фигур, изображающая музу, упав, чуть не убила прохожего, все они были сняты. При проработке архитектурного образа театра Росси выпала трудная задача найти правильное соотношение между верхней частью здания, выходящего за рамки аттика, и общим объемом его.
  Вид Александрийского театра (с литографии 40-ых годов XIX века)
Выступы боковых частей театра и низкий рустованный цокольный этаж усиливают значение вертикальных линий колонн, ниш и статуй. Эти сильно подчеркнутые вертикали резко перебиваются горизонталями пояска цокольного этажа, фриза с масками и двух карнизов верхней и нижней крыш. Скульптурная группа аттика играет двоякую роль: объединяя и завершая фигурой Аполлона устремленность вертикальных линий постройки, она в то же время внезапно прерывает их стремительным бегом коней, несущихся на зрителя.
Резкостью (коллизией) соотношения вертикальных и горизонтальных линий постройки и пропорциями лоджии создается впечатление напряженности, характерной для архитектурной проработки темы "театр". Этo становится ясным, если сравнить фасад театра с фасадом Публичной библиотеки, насыщенным величавым спокойствием. Сюжет скульптуры, изображающей Аполлона, муз и трагические маски, раскрывает тему; игра света и тени в выступах и впадинах здания на поверхности колони и скульптурного убранства усиливает впечатление напряженности. С приближением к постройке общее впечатление дробится, большая скульптура перестает восприниматься зрителем, зато маски фриза становятся выразительней, концентрируя в себе тематику театра. Боковые фасады украшены портиками и широким аттиком из 8 коринфских колонн. Вначале на тимпанах выступов предполагалось поставить три фигуры, но тимпаны были заменены аттиками.
Задний фасад повторяет передний, только вместо колонн он украшен пилястрами. Это делает его более плоским, отчего в перспективе с Театральной улицы он только выигрывает, так как резче прочерчиваются линии пилястр. Расположен театр в центре площади, в глубине от Невского проспекта. Не заслоненный, как сейчас, тяжеловесным памятником Екатерины II, он эффектно выделялся в перспективе четырех улиц. Суровый облик библиотеки, статика ее скульптурного убора (мудрецы и Минерва) подчеркивают динамичность и театральную пышность убранства центрального здания. Удачное сочетание желтой расцветки театра с белыми и бронзированными скульптурными украшениями выгодно выделяет его на фоне зеленого "шквера". Бегущие от четырех перспектив ничем не прерываемые горизонтальные линии построек сходились в мощном корпусе театрального здания. Объединяя и поднимая их взлетом своих завершенных квадригой вертикалей, оно доминирует своей массой над окружением, отовсюду видимое, монументальное и одинаково величавое как с близкого, так и с дальнего расстояния. Вся Александринская площадь с Театральной улицей были задуманы как фон, архитектурным центром которого является театр. Сложнее обстояло дело с постоянной кровлей. В связи с частыми пожарами театральных зданий в новом театре предполагалось украшения, сцену, центральное отопление, вентиляционные приборы, конструкцию и кровлю - все сделать из металла.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси