Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Русский театр, организованный в XVIII веке Волковым, вырос из крепостного театра и долгое время сохранял черты придворного увеселительвого зрелища. Впоследствии он стал достоянием более широких кругов, но связи с двором не терял. Так, театр продолжал называться "императорским" с прибавлением "Александринский" или «Maриинский", по имени жены или матери царя, строился и содержался на средства, получаемые из "Кабинета его величества", и управлялся дирекцией, подчинявшейся Министерству двора.
Охватывая все более широкие круги посетителей, в николаевское время театр стал орудием пропаганды официального патриотизма, который сказывался в постановке пьес Озерова, Кукольника, Крюковского и др. Ко времени расцвета официальной русской драмы относится мысль о постройке здания, которое своим внешним видом и внутренним оборудованием соответствовало бы "назначению великого искусства".
Местом, наиболее подходящим для такого театра, был признан район Невского проспекта близ Садовой улицы. В 1801 г. там, "где ныне сквер Александринского театра", "для итальянской труппы... Казасси" был построен архитектором Бренна деревянный "малый театр", который пользовался большой популярностью среди публики. Правда, при отбытии его многие жаловались "на колонны и простенки, коими разделялись ложи, но потом к этому привыкли и, наконец, утверждали, что это хорошо и иначе быть не должно, ибо в этих отдельных ложах всяк сидит, как будто дома".
Фасадом своим театр выходил на Невский, со стороны площади он был окружен беспорядочно поставленными складами и сараями. Здание имело вид квадрата с полукруглым подъездом и двумя боковыми удлиненными выступами с закруглением. По словам современника, оно "представляло такие совершенства в театральном отношении (особенпо в акустическом), что существовал проект сохранить его даже при Александринском театре". Но постройка видом своим нарушала единство площади; к тому же она стала "приходить в ветхость" и была огнеопасна, что особенпо пугало в связи с участившимися пожарами (2 марта 1825 г. сгорел деревянный театр у Чернышева моста), поэтому к моменту открытия нового каменного театра решено было сломать старое здание. Это обстоятельство немало огорчило современников. Но, несмотря на всю популярность Малого театра, он своим видом не вполне отвечал тому назначению, которое в это время придавалось официальной драме, и мысль о сооружении более пышного и торжественного здания не переставала волновать художников. Так, известен интересный проект здания "театра на Невском проспекте", исполненный в 1811 г. архитектором Тома де Томон. Проектируя его, Томон пытается с наименьшей затратой средств оформить окружающую площадь. Он оставляет нетронутыми здание Аничкова дворца и незаконченную со сторопы площади Публичную библиотеку и сохраняет направление Толмазова переулка; главный фасад театра он сдвигает на заднюю линию периметра площади. Против Аничкова дворца Томон проектирует малую площадь, ориентируя ее на центр дворца. Вход па площадь от Садовой улицы он предполагал сделать между библиотекой и соседними домами. Здание театра на проекте украшено величественным коринфским портиком; колонны того же ордера на одну треть охватывают его боковые фасады. На тимпане - барельеф с изображением Аполлона, окруженного музами.
Как известно, проект Томона не был осуществлен. В дальнейшем проектирование театра и оформление площади были поручены архитектору Модюи (1817 г.). Но представленный им проект театра и садовых павильонов дворца также не был принят. Одной из главных причин этого была высота павильонов, закрывавшая вид из дворца. Конкурентом Модюи был Росси, только что возвратившийся из Твери. Он представил два проекта, которые были одобрены, но дальше построек двух садовых павильонов дело не пошло. В 1827 г. последовало новое распоряжение о начале проектирования нового каменного театра. Чтобы понять сложность планирования квартала, который должен был составить окружение театра, надо вспомнить, что представлял собой этот квартал до планировки Росси. Согласно плану Махаева 1755 г., пространство мекду Садовой и Фонтанкой было занято усадьбами Аничкова дворца, Воронцова, Чернышева и др. Разделялись они Толмазовым, Аничковским, Чернышевым и другими переулками. Эго были типичные феодальные усадьбы, отделенные от города оградами и службами.В следующем проекте, относящемся к 1828 г., Росси, подобно Бренна, ставит театр поперек площади, боком к Невскому, организуя новую улицу сзади театра. Так как эта улица под острым углом подходила к Чернышеву мосту и сюда вдавался Чернышев переулок, то для более свободной циркуляции движения на первом варианте плана Росси наметил площадь.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси