Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Архитектурное оформление Елагина острова и Михайловского дворца дает возможность оценить широкий размах творчества Росси. История развития Дворцовой площади связана с организацией стратегического, экономического и политического центра Петербурга. Адмиралтейский остров стал центром города. Здание Адмиралтейства легло в основу развития и застройки всего квартала. Против него был расположен луг, давший название площади (Луговая) и двум улицам (Большая Луговая улица, названная позднее Большой Миллионной, и Малая Луговая линия, впоследствии Малая Миллионная улица). Справа и слева от Адмиралтейства группировались дома, принадлежащие его служащим. Постепенно среди этого "морского" квартала "адмиральского городка" стал все больше выделяться царский дворец, который занял ближайший к Адмиралтейству участок с постройками: Кикины и Апраксины палаты.
При Елизавете Петровне масштаб и убранство старого дворцового здания перестали удовлетворять, и Растрелли было поручено построить новое. Закончен был дворец в 1762 г. С этого момента он стал играть главенствующую роль в оформлении близлежащих улиц и площади, которые обогащались нарядными строениями. Сооружением дворца Растрелли не ограничился. В его проекте есть указания на то, что ему первому принадлежит план оформления площади амфитеатром. Согласно этому проекту, в центре Растрелли предполагал поставить памятник Петру I и обнести весь дворец, приблизительно до того места, где сейчас находится Главный шгаб, оградой, состоящей из столбов и сдвоенных колонн, с воротами со стороны Адмиралтейства и Невского, Миллионной и Морской улиц. Та часть площади, которая находится против дворца, согласно проекту, выгибалась амфитеатром, и вся площадь имела форму окружности.
Таким образом, по проекту Растрелли не дворец являлся частью города, а, наоборот, часть города превращалась в огромный почетный двор, замыкавший в свой круг дворцовую усадьбу полугородского типа с 1000 комнат, конюшнями, домами для певчих и музыкантов, театром и другими сооружениями, характеризующими усадебное хозяйство XVIII века.
Площадь Зимнего дворца(из плана Махаева 1753г.)
Проект можно считать второй стадией развития дворцовой площади, ибо хотя он не был принят, но принципы, положенные в его основу, получили осуществление много лет спустя, и Растрелли с полным правом может считаться первым оформителем Дворцовой площади; ему первому принадлежит как идея связи площади с дворцом, так и мысль оформления ее амфитеатром и завершения монументом. Во всяком случае, вопрос об оформлении архитектурного пейзажа со стороны Зимнего дверца к бывшему лугу чем дальше, тем настойчивее требовал разрешения, особенно когда Невская перспективная дорога обстроилась и ряд домов, фасадом выходивших к Невскому, оказался обращенным к Дворцовой площади задворками. Это обстоятельство учитывалось при организации празднеств на площади, когда временными сооружениями пытались декорировать задний план. Так, в 1766 г., в связи с открытием первой в России исторической карусели, Дворцовая площадь была украшена специально построенным против Зимнего дворца амфитеатром с тремя проездами для участников карусели: со стороны Миллионной улицы, Морской и Луговой линий.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси