Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Мысль об объединении всего квартала в стилистически связанный ансамбль относится к первым годам постройки Михайловского дворца. Она принадлежала Росси. При составлении своего проекта "нового дворца... он распланировал все окружающее дворец пространство в строгом соответствии с новой постройкой, развертывая постепенно эффект ее от самого Невского проспекта". Для этого прежде всего нужно было организовать подъезд ко дворцу, т. е. пробить новые улицы. Большая Садовая улица, доходившая прежде до Итальянской (иначе Малой Садовой), продолжена мимо Михайловского сада до Инженерного замка и Марсова поля; от этой улицы мимо постройки Михайловского дворца до Екатерининского канала проходит, также новая, Инженерная улица; наконец, против ворот дворца намечена и Ново-Михайловская улица. Проведение их почти совершенно изолировало дворец от обывательских построек. Принцип усадьбы таким образом был доведен до конца: ее границы были границами значительного участка города, она определяла положение близлежащих улиц и давала им название. Но планировка их имела огромное значение и в общегородском масштабе. Особенно Садовая улица, продленная до Невы, разгружала движение по набережной Фонтанки, значительно выпрямляла и сокращала путь от Коломны через улицу рынков к набережной и соединяла центральную часть города с Петроградской стороной. Инженерная в свою очередь соединяла центр города с Литейным проспектом п Песками, а через мост и с Выборгской стороны. Официальное распоряжение об открытии Этих улиц было дано 6 апреля 1823 г. Проект проведения Михайловской улицы был закончен 3 августа 1823 г.
Вид перспективы Михайловской улицы (с литографии 40-ых годов XIX в.)
Застройка участков на площади, розданных обывателям, подвигалась медленно. Незастроенные обносились забором, рассчитанным на то, чтобы не нарушалось единообразие общего вида. Вопрос о характере застройки намеченных планом Росси улиц и участков на площади был поставлен одновременно с проектированием генерального плана. К плану № 1, утвержденному еще в 1821 г., были приложены планы и фасады обывательских домов, "кои должны выстроены быть на назначенных для них местах". Согласно этим планам, нижний этаж помещений отводился под торговые ряды. Характерно, что тот же мотив был повторен Росси при планировке окружения Александрийского театра. Возможно, что, наряду с мыслью об утилитарном использовании рядов, Росси привлекала идея художественного оформления галлереи с аркадой входных отверстий. Эта галлерея должна была со всех сторон охватить левый участок и на три четверти правый. Интересно отметить желание Росси ввести торговые ряды в комплекс дворцовой усадьбы. В предыдущую эпоху такое совмещение было бы невозможным. Но Росси, прислушивающийся к биению пульса нового капиталистического города, не боится нововведений. Его торговые ряды в первом проекте были приняты и апробованы. Изменения в плане произведены лишь впоследствии. Но вернемся к первому проекту построек на площади: незначительный выступ средней части во втором этаже был украшен пятнадцатью полуколоннами коринфского ордера. Нижний этаж - до арки входных отверстий - рустован. Таким образом, с дворцом фасад построек, на площади должен был быть объединен средним выступом, рустованным низом, коринфскими колоннами и сандриком окон второго этажа. Повидимому, Росси не удовлетворял этот проект.Его планы и фасады впоследствии были несколько видоизменены, вновь апробованы и в новом виде отправлены Гурьевым для сведения генерал-губернатору Милорадовичу.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси